Задержка психического развития

Реферат: ЗПР Определение, основные причины, их краткая характеристика

Тема: ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика.

1. Определение ЗПР

2.Причины ЗПР и их характеристика.

3.Классификайия детей с ЗПР.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

1. Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность — это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

2.Причины ЗПР и их характеристика.

Причинами задержки психического развития могут быть тяже­лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль­ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан­тилизм» — по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

Читайте также:  Кровоизлияние в глаз как долго проходит, капли при кровоизлиянии

По данным Американской ассоциации по изучению повреж­дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со­ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож­дения до 3—4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет­стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы­вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже­ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра­женных случаях на протяжении всей жизни.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Остановимся на классификации детей с задержкой психиче­ского развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (клас­сификация К.С.Лебединской) четыре группы.

Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно вы­ражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они нахо­дятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выражен­ность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задер­жано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединя­ются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа — задержка психического развития сомато­генного происхождения, которая связана с длительными тяже­лыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приво­дит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточ­ность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отра­зиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Третья группа — задержка психического развития психо­генного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фикси­руются довольно редко, так же как и задержка психического раз­вития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недо­статочности центральной нервной системы с соматической ос-лабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семей­ного воспитания.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызываю­щими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблаго­приятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрыв­чатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интел­лектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию иска- женной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявля­ется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

При отсутствии органической или выраженной функциональ­ной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной шко­лы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Причины — различные патологические ситуации беременно­сти и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время бе­ременности, интоксикации, а также травмы и заболевания цент­ральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Осо­бенно опасен период до 2 лет.

Травмы и заболевания центральной нервной системы могут при­вести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

Таким образом, органический инфантилизм — это инфанти­лизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каж­дой из перечисленных групп детей с задержкой психического раз­вития имеются варианты, различные как по степени выраженно­сти, так и по особенностям индивидуальных проявлений психи­ческой деятельности.) В дальнейшем изложении речь пойдет пре­имущественно об этой форме задержки психического развития, поскольку дети с органической или функциональной недостаточ­ностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обуче­ния, и именно они составляют основной контингент специаль­ных детских садов (групп), школ и классов для детей с задержкой психического развития.

Читайте также:  Дента-Эль в Отрадном - официальный сайт, цены, отзывы пациентов, врачи

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уров­ня развития дети с задержкой психического развития оказывают­ся часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможно­сти. Специальная психология для детей с задержкой психического развития заключается в том, чтобы вовремя заметить данный факт и приложить всевозможные усилия для того, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным человеком.

Список литературы.

1. В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солн­цева Специальная психология: Учеб. пособие для студ. 2005

2. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения 2004.

3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. 1993.

4. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) / Под ред. В.И.Лубовского. – Смоленск: Педагогика, 1994. — 110 с.

Реферат. «Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития»

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РЕФЕРАТ
по дисциплине:
ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПСИХОЛОГИЯ.
на тему:
Особенности психофизического развития у детей с
задержкой психического развития.
.

Работу выполнила
слушатель 3.23 курса
Васильева Любовь Геннадьевна

Научный руководитель
_______________________
к. психол. наук, доц. Шелепанова Н.В.

Введение 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКоГО
РАЗВИТИЯ 5
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У
детей ДОШКОЛЬНого возраста
с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 5
1.2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У
детей ШКОЛЬНого возраста
с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 7

Введение
Исследования специалистов отмечают, что наибольшую массовость в группе детей с аномальными формами составляют дети с задержкой психического развития. Эта группа имеет большую неоднородность, разнообразие условных вариантов, лежащих в основе ЗПР.
В основном, это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Сюда относятся дети с некоторыми отклонениями: здоровья, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
В понятие «психофизическое развитие» вложены две важные равноценные составляющие [1]:
психическое развитие;
физическое развитие.
В детстве обе составляющие связаны наиболее тесно. Они обеспечивают ребенку полноценное психофизическое развитие, создают прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. Таким образом, психическое и физическое развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса,- процесса развития ребёнка.
Для оценки физического развития ребёнка используют параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.).
Для оценки психического развития используют критерии: закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление и развитие новых параметров и функций, изменение их количественных и качественных характеристик, а также преобразование уже существующих форм психики.
В психофизическом развитии выделяют возрастные этапы, каждый из которых характеризуется своими особенностями [1]:
младенческий — от рождения до 1 года;
преддошкольный — от 1 до 3 лет;
дошкольный — от 3 до 7 лет;
младший школьный — от 7 до I2 лет;
подростковый — от 12 лет.
Актуальность темы состоит в том, что только объективная оценка психофизического развития ребёнка с ЗПР даёт возможность выбрать дальнейшую индивидуальную методику обучения .
Цель работы: охарактеризовать особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития.
Задачи работы:
Изучить литературу по данной проблеме;
Сформулировать выводы и результаты исследования.

Предмет исследования: дети с задержкой психического развития.
Для решения задач, поставленных в работе, были изучены следующие необходимые источники информации:
1.Википедия. Версия энциклопедии на русском языке.
2.Антонова О.А. Особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
3.Гормин А.С. Психологические особенности и коррекционно-развивающее обучение детей ЗПР и УО.
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКоГО РАЗВИТИЯ

1.1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У детей ДОШКОЛЬНого возраста С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1. Первый возрастной этап — младенческий (от рождения до 1 года) [3, с.11] .
К концу первого года жизни ребенок начинает делать свои первые шаги. Он понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) время появления первых слов обычно задерживается иногда до 3х — 4х лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.
2. Второй возрастной этап – преддошкольный (от 1 до 3х лет).
Первичная патология речи накладывается на развитие мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному формированию и функционированию речевого интеллекта.
В физическом развитии отмечаются [2, с.9]:
недостаточная координация пальцев, кисти руки;
недоразвитие мелкой моторики.
Обнаруживается и некоторая замедленность в умственных действиях, зацикливание на одной позе. Заметны и отставания в двигательной сфере.

3. Третий возрастной этап — дошкольный (от 3х до 7 лет)
Связи между речевыми нарушениями и другими сторонами психофизического развития обусловливают специфические особенности развития мышления. Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными в их возрасте, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального (коррекционного) обучения с трудом овладевают мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Появление речи: и первых слов обычно наблюдаются к трём-четырём, а иногда и к пяти годам. Речь у таких детей недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной (то есть, в виде законченного высказывания, мысли) речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной к ребёнку речи. Речь этих детей малопонятна, наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального (коррекционного) обучения, резко падает [3,с.12]. Отмечается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется [2, с.10]:
плохой координацией движений;
неуверенностью в выполнении дозированных движений;
снижением скорости и ловкости выполнения.
Наибольшие трудности вызывает выполнение движений по словесной инструкции.

Читайте также:  Клотримазол мазь - инструкция по применению, для женщин, аналоги, от чего помогает

1.2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У детей ШКОЛЬНого возраста С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1. Четвёртый возрастной этап — младший школьный (от 7 до I2 лет).
На этом этапе наблюдается неполноценная речевая деятельность, накладывающая свой отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Отмечаются:
недостаточная устойчивость внимания;
ограниченные возможности его распределения.
При относительно сохранённой смысловой и логической памяти у детей происходит нарушение вербальной (то есть, текстовой) памяти, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность получаемых извне заданий. У наиболее слабых детей — низкая активность формирования припоминания, которая может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Эти нарушения способствуют снижению обучаемости ребёнка и процесса познавания.
2. Пятый возрастной этап — подростковый (от I2 лет).
У детей этой группы без специальной и направленной коррекционно-педагогической помощи полноценное овладение речью невозможно. Речь детей в этом возрасте малопонятна для окружающих, так как происходит нарушение коммуникативной функции речи и постепенное нарушение связи с социумом, так как условия жизни в коллективе расцениваются как неблагоприятные для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Все эти негативные факторы ведут к своеобразному и неблагоприятному развитию личности ребенка.
У детей с задержкой психического развития в этом возрасте отмечаются [2, с.11]:
пониженная работоспособность;
лабильность настроения;
часто возникают различные отклонения в поведении;
замкнутость;
застенчивость;
раздражительность.
Эти факторы приводят к отсутствию веры в успех и отсутствию желания вступать в активный контакт с взрослыми и своими сверстниками.

ЗАключение
Задачи и цели, поставленные в начале работы, выполнены полностью.
По результатам проведённой исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Наиболее часто задержка психического развития у детей диагностируется или в первые годы жизни, или в шесть-семь лет, то есть при проведении психолого-педагогического обследования перед поступлением в школу, где и обнаруживается недостаточность некоторых психофизических функций.
При обучении детей с ЗПР в образовательном учреждении по программам для ОВЗ (СКОУ VII вида) обеспечивается коррекция отклонений в развитии ребенка, его познавательной деятельности и речи, восполняются пробелы развития в дошкольный период и на первоначальном школьном этапе.
Выпускники СКОУ VII вида получают образование в объеме неполной средней школы. Им выдают документ того же образца, что и одноклассникам, обучающимся по программе «норма».
4. К большому сожалению, в нашем регионе нет школ VII вида.
Поэтому детям с задержкой психического развития, рекомендовано обучение в обычных классах общеобразовательных школ по программам СКОУ VII вида, на основании п.1 ст.5 Закона РФ «Об образовании» [4].

Литература
1. Википедия. Версия энциклопедии на русском языке.
(Электронное пособие)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2 Антонова О.А. Особенности психофизического развития детей
с ОВЗ (Электронное пособие)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. Гормин А.С.
Психологические особенности и коррекционно-развивающее
обучение детей с задержкой психического развития и умственной
отсталостью: Учебное пособие.
Великий Новгород.: НИРО, 2010. — 77 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Дети с задержкой психического развития — реферат по психологии

Тезисы:

  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников.
  • Группы детей задержкой психического развития.
  • Группы старших дошкольников с задержкой психического развития (И.А. Коробейников).
  • Здоровые физически и психически дети с нетерпением ждут начала школьной жизни.
  • Замедленным темпом психического развития.
  • Задержка психический коррекция интеллектуальный недостаточность.
  • Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития.
  • Не обращать внимания на его заявления, что он не такой, как другие дети.
  • Вместе с тем есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.
  • У детей с психическими нарушениями овладение навыками опрятности иногда не происходит.

Похожие работы:

  • Особенности развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

1 Мб / 85 стр / 18190 слов / 121641 букв / 13 сен 2010

38 Кб / 53 стр / 9861 слов / 68082 букв / 25 мая 2014

28 Кб / 37 стр / 6955 слов / 48730 букв / 21 авг 2015

72 Кб / 27 стр / 4357 слов / 30971 букв / 20 янв 2016

183 Кб / 135 стр / 28719 слов / 192747 букв / 31 мар 2020

675 Кб / 58 стр / 9862 слов / 66024 букв / 25 дек 2017

28 Кб / 39 стр / 7036 слов / 45417 букв / 30 апр 2012

26 Кб / 22 стр / 4356 слов / 29774 букв / 4 ноя 2009

29 Кб / 38 стр / 7366 слов / 50520 букв / 29 фев 2016

2 Мб / 41 стр / 5775 слов / 40270 букв / 26 янв 2015

Ссылка на основную публикацию
Заговоры избавляющие от болей в спине
Избавляемся от боли в спине с помощью заговоров и молитв Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с разными заболеваниями...
Заболевания иммунной системы › Клиника; Форпост
Болезни иммунной системы и ее лечение В последнее время все чаще стали проявляться различные болезни иммунной системы. Они вдвойне тяжелы...
Заболевания кишечника признаки и симптомы, причины
Кишечник — возможные болезни современной жизни Последнее обновление - 13 августа 2017 в 15:11 Время на чтение: 8 мин Проблемы...
Заговоры от пупочной грыжи заговор от пупочной грыжи Метки новорожденный, читать, заговаривать, мла
Как заговорить разные виды грыжи у младенца Нередко молодые родители ищут, как правильно заговорить грыжу у новорожденного младенца, чтобы не...
Adblock detector