Умственная отсталость у ребенка

Идиотизм

  • Идиотия
  • Симптомы
  • Причины заболевания
  • Какой врач лечит идиотию?
  • Методы лечения

В психиатрии есть целый ряд показателей, характеризующих умственную отсталость. Крайне тяжелой из всех степеней считается глубокая форма олигофрении — идиотия, или по-простому — идиотизм. Врачи и квалифицированные специалисты смежных профессий употребляют только первый из терминов и никогда не пользуются вторым. Существуют различные подходы в классификации слабоумия. Но большинство ученых сходятся в том, что для этого заболевания характерна высокая недостаточность интеллектуальных способностей.

Идиотия

О наличии заболевания говорят, когда коэффициент умственного развития по стандартизированной методике измерения интеллекта меньше 20. Однако диагностировать умственную отсталость возможно с раннего детства. У больных отмечается общее отставание в развитии. Они поздно начинают:

  • держать голову;
  • переворачиваться;
  • сидеть;
  • лепетать;
  • ходить.

В дошкольном возрасте больные идиотией не проявляют обычного детского интереса к жизни. Их походка неуклюжа, движения хаотичны. Речь развита плохо или вообще отсутствует. Они не в состоянии воспроизвести самые простые слова, но способны повторять некоторые слоги или отдельные звуки. Зачастую это повторение носит навязчивый характер. Практически до конца жизни выражение их лица не меняется — оно чаще всего отрешенно-бессмысленное. Эмоциональная сфера у идиотов очень бедная. Они не способны на проявление обычных позитивных эмоций радости, веселья, интереса, сочувствия. Тем не менее, недовольство и агрессивность у них наблюдаются довольно заметно

Симптомы

Как и многие болезни, идиотия имеет свои степени выраженности. Симптомы проявления заболевания дают возможность определить тяжесть заболевания. При средней или легкой степени больные в состоянии запомнить несколько простых слов, хотя не понимают их значения. Кроме этого, существуют и другие речевые нарушения:

  • шепелявость;
  • гнусавость;
  • замена одних звуков другими;
  • пропуски слогов.

Легкая степень заболевания дает возможность обучить пациентов простейшим механическим действиям: взять предмет — положить предмет, подойти — отойти, избежать опасности (открытого огня, водоема, высоты).

О тяжелой степени идиотизма говорят тогда, когда человек не способен развиваться интеллектуально. Болезнь характеризуется серьезными неврологическими нарушениями, а также тяжелыми соматическими отклонениями. Среди них:

  • грубые формы структурных повреждений мозга;
  • дефекты органов чувств;
  • эпилептические припадки;
  • неврологические симптомы;
  • пороки внутренних органов;
  • аномалии строения тела.

Поведение идиотов однообразно и внешне не мотивировано. Им зачастую тяжело передвигаться, координация нарушена. Такие люди могут:

  • шататься;
  • раскачиваться;
  • махать руками;
  • чесаться;
  • сосать палец.

Крайне важным проявлением заболевания является отсутствие осознания опасности и понижение болевой чувствительности, вплоть до полной ее потери. Больные не дифференцируют понятия:

  • острый и безопасный;
  • холодный и горячий;
  • съедобное и несъедобное;
  • чистый и грязный.

Идиотизм проявляется тем, что больные практически не могут контролировать физиологические процессы мочеиспускания и дефекации. Самостоятельно одеться, умыться, расчесаться, поесть они тоже не в состоянии. Проявление тех или иных симптомов сугубо индивидуально и зависит от многих факторов, среди которых немаловажную роль играют причины заболевания.

Степени умственной отсталости и их характеристика

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют три степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию, что имеет важное практическое значение для определения возможности обучения и социальной адаптации таких детей. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии примерно 75%, 20%, 5% (М.С. Певзнер, 1973).

Дебильность – легкая степень психического недоразвития (IQ=50-70). При хорошем внимании и хорошей механической памяти дети способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ, основанной на конкретно-наглядных методах обучения, овладевают определенными трудовыми навыками и могут проявлять самостоятельность в несложных трудовых процессах. Обычно умственное недоразвитие с годами становится менее заметным.

Как отмечает С.Я. Рубинштейн (1986), в дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном возрасте – определенная оценка конкретной ситуации, в простых практических вопросах. В речи употребляется фразовая речь, но фразы их примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно. У таких детей повышается уровень отвлеченного мышления, логических процессов, ассоциаций, обиходная речь становится мало отличимой от речи интеллектуально полноценных детей и подростков. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета.

Мышление детей-дебилов имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.

Читайте также:  Супы — тренд в здоровом питании - Здоровая Россия

С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний. Отмечается недостаточность тонких, дифференцированных движений, выразительности мимики. Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства (С.Я. Рубинштейн, 1986).

Но в то же время, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; С.Я. Рубинштейн, 1986; С.Д. Забрамная, 1995; Б.П. Пузанов, 2003 и др.), при правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно- психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз в формировании личности детей, страдающих дебильностью, благоприятен.

Имбецильность – средняя и выраженная степень умственной отсталости (IQ =20-50). С.Я. Рубинштейн (1986) указывает, что мышление имбецилов конкретно, непоследовательно, туго подвижно. Образование отвлеченных понятий по существу недоступно. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бытовых, повседневных вопросов. Отмечается резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Речь косноязычна и аграмматична, словарный запас беден и состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Имбецилы необучаемы по программе вспомогательных школ. При относительно хорошей механической памяти некоторые из них могут овладеть буквами и порядковым счетом, но пользуются ими механически. Недостаточноть зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение носит механический характер; понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны. Им доступны навыки самообслуживания и элементарные трудовые процессы, но к самостоятельной трудовой деятельности они в большинстве случаев неспособны. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом.

Имбецилы легко дают неадекватные реакции, иногда бывают злобными и агрессивными. У некоторых отмечается повышение и извращение влечений. Повышенная внушаемость и подражательность нередко способствуют проявлению асоциальных форм поведения. У имбецилов относительно сохранны простые, непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь. Имеются у таких больных и зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости.

Идиотия – самая глубокая умственная отсталость (IQ менее 20), при которой почти полностью неразвиты мышление и речь. Реакция на окружающее резко снижена, восприятия слабо дифференцированы. В обращенной речи воспринимают не смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Эмоции элементарны и в основном определяются инстинктивной жизнью – чувством удовольствия и неудовольствия. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике. Статические и локомоторные функции грубо недоразвиты, многие больные не умеют стоять и ходить. При идиотии одни больные вялы, малоодвижны, подолгу пребывают в однообразном положении, другие – беспокойны, двигательно возбудимы. Часто отмечается повышение и извращение влечений (упорная мастурбация, поедание нечистот и др.). При идиотии обычно наблюдаются грубые дефекты физического развития и выраженные неврологические симптомы.

Жизнь олигофренов в степени идиотии протекает на инстинктивном, безусловнорефлекторном уровне. У них не развиваются навыки опрятности и самообслуживания. Они постоянно нуждаются в постороннем уходе и надзоре.

В соматическом статусе больных олигофренией часто отмечаются признаки физического недоразвития, дисгенезии и дисплазии, многие из которых соответствуют эмбриональным этапам развития органов и систем. В ряде случаев они дают возможность судить о времени воздействия патогенного фактора, а их типичное сочетание позволяет выделять отдельные дифференцированные формы олигофрении (болезнь Дауна, микроцефалия и др.). Физическое развитие больных олигофренией часто отстает от возрастной нормы и характеризуется непропорциональностью строения туловища и конечностей, искривлениями позвоночника, признаками церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие половых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных половых признаков) (С.Я. Рубинштейн, 1986).

В заключение необходимо сказать, что при некоторых формах олигофрении структура психического недоразвития неравномерна и не исчерпывается только основными, характерными симптомами слабоумия. В связи с этим выделяют атипичные и осложненные варианты олигофрении. К атипичным формам относят случаи олигофрении с неравномерной структурой психического дефекта, проявляющейся либо в одностороннем развитии какой-либо психической функции, либо в признаках парциального психического недоразвития. При осложненных формах в структуре психического недоразвития наблюдаются дополнительные психопатологические синдромы, неспецифичные для олигофрении (астенический, эпилептиформный, психопатоподобный и др.) (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973).

Список литературы:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 173с.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 2003. — 272с.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

Читайте также:  Принцесс филлер отзывы косметологов о биоревитализации лица princess rich, цена препаратов, увеличен

Идиотия как тяжелейшая форма олигофрении

Идиотия (в древне-греческом «идиос» означает «существующий без общения» или «частная жизнь») – одна из степеней олигофрении, является врожденной и самой тяжелой.

Она характеризуется глубоким снижением интеллекта, грубым недоразвитием мозга. Уровень развития интеллекта не превышает 35. Среди олигофренов такие больные самые нераспространенные, их количество не превосходит 5 %. На десять тысяч новорожденных приходится один больной.

Речь чаще всего отсутствует. Такие дети способны издавать только отдельные звуки, которые редко связаны с ситуацией, не означают какие-либо слова или действия. Понимание речи крайне ограничено, чаще они реагируют на эмоционально окрашенные фразы .

Признаки заболевания ярко появляются уже с первых дней после рождения. Симптомы выражаются в нарушениях чувствительных и двигательных функциональных систем. У младенцев выявляются сниженные реакции на все раздражители из внешней среды.

Они могут не реагировать на яркий свет, резкие и громкие звуки. Болевые и вкусовые ощущения также нарушены. И только в легких случаях у детей с возрастом может проявляться незначительная динамика в их развитии. В большинстве больные беспомощны, не способны пользоваться примитивными предметами обихода. Они не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, требуют постоянного ухода.

Эмоций к родственникам и близким больные не проявляют, не узнают их, не проявляют чувств любви. У отдельных детей могут возникать эмоциональные привязанности к людям, которые о них заботятся. Но это чувство быстро пропадает, если ухаживающий долго не появляется.

Ниже представлена иллюстрация из книги «Типы душевных расстройств: иллюстрированный гид по физической диагностике психических заболеваний», написанная доктором Аланом МакЛейном Хамильтоном 1883г.


На рисунке представлен пациент-диагноз идиотия

J.R. – возраст 43 года, самый известный случай в литературе по психиатрии. Он весит 72 фунта (32 кг), его рост 4 фута 7 дюймов (140 см), а его голова, возможно, самая маленькая из зарегистрированных в стране. От корня носа до затылочного бугра – 15 дюймов (38 см), от уха до уха в затылочной части – 8 дюймов (20 см), в лобной – 8 дюймов (20 см). Но, нужно учитывать, что его голова покрыта короткими жесткими волосами, так что измерения будет вернее считать в сторону уменьшения, где-то в дюйм. Почти все зубы у него выпали, и на обоих глазах – катаракты. Общее состояние здоровье – хорошее, питается – хорошо. Интеллект практически равен нулю. Он научен ругаться и произносить еще несколько слов, значения которых явно не знает. Характер спокойный,пациента легко удивить. Левое ухо имеет давний очаг воспалительных процессов, и сильно деформировано.

Причины заболевания

Существует немало факторов, влияющих на возникновение рассматриваемой патологии.

  1. Генетическая предрасположенность – передача патологических признаков от родителей к детям. Часто проявляется не в первом, а в последующих поколениях. Может быть связано с генной предрасположенностью к различным нарушениям обмена веществ. Например, олигофрения фенилпировиноградная (фенилкетонурия). Частичная утрата, неправильное расположение, изменение места и количества хромосом также могут привести к нарушениям умственной деятельности. Это синдром Дауна, синдром Ангельмана и другие.
  2. Неблагоприятное воздействие на плод в период беременности. В это время мозг ребенка наиболее уязвим. Действия матери и перенесенные болезни влияют на дальнейшее развитие ребенка, могут привести к искажениям или остановке развития.

К ним относят:

  • инфекции – сифилис, краснуха, вирус гриппа, паротит, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и другие;
  • употребление алкоголя, наркотических средств, снотворных лекарств, абортирующих препаратов;
  • радиоактивное излучение;
  • воздействие на беременную ядов, токсинов;
  • заболевания внутренних органов у матери – сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, печени, желез внутренней секреции;
  • дефицит йода;
  • неправильное питание во время беременности, нехватка полезных веществ.
  • Травмы головы плода в период вынашивания – ушибы живота.
  • Травмы головы ребенка во время родов могут вызвать кровоизлияния, деформации черепа, асфиксию.
  • Поражения головного мозга у новорожденных. Их могут вызывать нейроинфекции, травмы, интоксикации. Также идиотия может быть вызвана недостатком йода, тяжелыми расстройствами питания, как последствие рахита.
  • Классификация

    В зависимости от причин, вызывающих заболевание, и периода возникновения идиотия классифицируется следующим образом.

    1. Амавротическая объединяет больных с наследственным патологическим распадом ганглиозных клеток. Больные страдают не только снижением интеллекта, но и падением зрения.
    2. Амавротическая врожденнаяхарактеризуется судорожными припадками, пониженным тонусом мышц, гидроцефалией. Обнаруживается сразу после рождения.
    3. Амавротическая поздняя детская, начинает проявляться к 4 годам. Характеризуется ранним снижением зрения вплоть до слепоты, частыми судорогами, постепенным снижением интеллекта. Дети проявляют различные двигательные расстройства.
    4. Амавротическая детская ранняя: уже на первом году жизни начинает страдать зрение, появляются параличи, психическое развитие затормаживается и начинает регрессировать. Отмечается непереносимость резких и громких звуков.
    5. Амавротическая поздняя проявляется в более взрослом возрасте. Начинаются изменения в сознании, снижение слуха, возможна глухота, расстройства мозжечка. Дистрофия сетчатки приводит к слепоте.
    6. Амавротическая юношеская выявляется после шести лет. Резкое снижение умственной активности, зрения, всех мыслительных процессов. Характерны нарушения координации движений, их непроизвольность.
    7. Идиотия гидроцефальнаявызвана нарушениями работы желудочковой системы головного мозга, что приводит к скоплению жидкостей.
    8. Дизостотическая. Патологическому воздействию подвергается общее строение тела — кости, суставы, соединительная ткань, внутренние органы. Страдает зрение, интеллект.
    9. Ксеродермическая обусловлена наследственными факторами. Характерны недоразвитые половые органы, повышенная чувствительность кожи, ее сухость и шершавость, ихтиоз. Рост больных ниже среднего.
    10. Микседематознаявызывается заболеваниями щитовидной железы.
    11. Моральная включает больных, которым не свойственно нарушение мыслительной деятельности. Но они имеют различные ярко выраженные пороки в области нравственного поведения.
    12. Тимическаявызывается врожденными отклонениями в вилочковой железе.
    Читайте также:  Стоматологический центр; ИНТЕРДЕНТОС; (Щелково) - 3 отзыва Щелково - Медихост

    Симптоматика

    Патологические признаки проявляются в период первого года жизни ребенка.

    1. Процесс восприятия и познания окружающего мира неактивен.
    2. Дети слабо реагируют на разговор взрослых, не отвечают на улыбку, интереса к игрушкам не проявляют.
    3. Отличий между людьми они не видят, привязанность к матери отсутствует.
    4. Нередко повышен пищевой рефлекс, но вкусов могут не различать.
    5. Со временем все эти проявления усиливаются, становятся более выраженными.
    6. Движения непроизвольные, хаотичные.
    7. Некоторые дети неподвижно сидят или лежат, редко производя вялые однообразные действия.
    8. Другие активны, бесцельно бегают с внезапными остановками. Их действия стереотипны, автоматизированы.
    9. Реакции на внешний мир запоздалые и неадекватные.
    10. Поведение импульсивного характера, не сдерживают своих чувств и эмоций.
    11. Могут проявлять негативизм, агрессивность.
    12. Внезапные вспышки гнева и злости не только по отношению к окружающим, но и к себе.
    13. Поведение напрямую зависит от комфорта, от удовлетворения в условных потребностях – еде, воде, сухости.

    При систематической работе в легких степенях у детей могут формироваться слова, незначительно пополняется словарный запас. Начинает отмечаться понимание отдельных фраз на бытовом уровне.

    Они могут запоминать и называть свое имя.

    Выявлены две формы течения заболеванияторпидная и возбудимая.

    При торпидной идиоты ограничены в движениях, чаще неподвижны. Возбудимые – постоянно воспроизводят навязчивые движения.

    Идиотия характеризуется не только нарушениями в нервной системе, имеются также и внешние симптомы. Дети могут иметь деформации позвоночника, черепа, кистей рук, ног, часты дерматиты и экземы, грыжи, нарушения пигментации зрачка, карликовость. Встречаются заболевания сердца, пищеварительной и мочеполовой систем.

    Диагностика

    Диагностика рассматриваемой патологии предполагает проведение следующих процедур.

    1. Сбор анамнеза. Выявление времени начала первых симптомов болезни:
      • наличие эмоциональной активности в младенческом возрасте, развитие речи, имеются ли навязчивые движения;
      • течение беременности и родов, присутствие факторов, способствующих развитию олигофрении;
      • соматическое состояние ребенка;
      • качество питания в раннем детстве;
    2. Консультация психиатра, его оценка возможностей больного. Использование специальных методик по выявлению уровня развития речи, мышления, возможностей социализации.
    3. Проведение компьютерной и магнитно-резонансной томографии, изучение целостности строения головного мозга, выявление патологий, повреждений, энцефалопатий.
    4. Осмотр врачом-неврологом.

    Лечение

    Идиотия является неизлечимым заболеванием. Вследствие чего лечение направлено на коррекцию нарушенных органов, нормализации обмена веществ, активизацию защитных сил организма. Работа проводится по восстановлению высших психических функций (пирацетам, циннаризин, энцефабол и др.). Применяются средства дегидротации, направленные на удаление избытка воды из организма.

    Для больных с торпидной формой используются стимуляторы, при возбудимой форме нейролептики, при необходимости – противосудорожные. Специальное лечение назначается при врожденном сифилисе и токсоплазмозе. Капельницы с магнезией и Дикарб применяются при низком внутричерепном давлении.

    С больными проводят лечебную физкультуру, массажи, постоянно контролируют здоровье, создают условия для благоприятной жизни.

    Профилактика

    Беременной для предотвращения развития у ребенка такого заболевания, как идиотия, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Планирование беременности, ведение правильного образа жизни, своевременное выявление заболеваний и лечение их.
    2. Полный отказ от табака, алкоголя, наркотиков, других вредных веществ.
    3. Здоровый образ жизни – полноценное питание, отсутствие стрессов, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность.
    4. Следить за артериальным давлением.
    5. Обращение к квалифицированным врачам в случае начала схваток.

    Ни один ребенок не застрахован от развития идиотии во внутриутробном периоде, однако родители со своей стороны обязаны сделать все возможное для профилактики данной патологии. Будьте здоровы!

    Ссылка на основную публикацию
    Укус тарантула чем опасен для человека его яд, первая помощь
    Что делать если укусил тарантул Тарантулы представляют собой род крупных ядовитых аранеоморфных пауков, которые относятся к семейству пауков-волков. Предпочтительная среда...
    УЗИ сосудов нижних конечностей
    Вен нижних конечностей Одной из наиболее точных и безопасных методик для диагностики вен на нижних конечностях является УЗДС. С помощью...
    УЗИ эндометрия признаки (гиперплазия, рак, эндометриоз, хронический эндометрит, полип, кисты), на ка
    Нормальные и патологические изменения эндометрия на УЗИ В структуре всех гинекологических заболеваний патология эндометрия занимает далеко не самое последнее место...
    УЛИЦА КОРОЛЕНКО — СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — проходящие маршруты, ближайшие станции метро, окружающая
    Кожный институт в сокольниках очень прошу откликнутся тех, кто лечился в этом институте, м. Сокольники, Короленко, д.3. У меня очень...
    Adblock detector