Типы и виды мышления, заболевания, развивающие игры, упражнения

Примеры наглядно-действенного мышления в дошкольном возрасте

Мыслительные процессы протекают со свойственным им закономерностям, которые могут меняться в зависимости от преобладающего типа мышления.

Мышление представляет собой процесс познания окружающего мира, который находит отражение в психике человека и характеризуется опосредованностью, то есть использованием дополнительных средств связи с окружающим миром (вербальные, невербальные контакты, элементы восприятия и так далее) и обобщенностью, то есть группированием отдельных свойств и явлений по объединяющим их признакам.

Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Узнайте об этом из нашей статьи.

Классификация и примеры

Классификация мышления отражает его развитие в человеке по мере становления его нервной системы и психики.

Выделяют несколько типов мышления:

Наглядно-действенное

Эта форма развивается у человека раньше остальных и характерна для детей первых лет жизни.

Суть этого мышления сводится к конкретным действиям, через которые познается окружающая обстановка.

При этом у личности формируются «да-нет» установки, то есть какие действия несут что-то полезное и важное, почему стоит ихх повторять и говорить им «да», а какие наоборот могут принести вред, поэтому следует их избегать.

Таким образом формируется первый опыт, основанный на действительном познании.

Развитие этого типа мышления неслучайно в раннем детском возрасте, когда ребенок познает мир через органы чувств и свои собственные манипуляции: ползает, трогает, пробует на вкус и на ощупь.

При этом возникают ощущения со всех органов чувств, что и создает информационную базу данного типа мышления.

Однако оно актуально и в более взрослом возрасте но как элемент мышления: наблюдение за действиями объекта формирует наглядный образ, также работает и собственный деятельный опыт.

Можно сказать что это тип более примитивен и прост, однако достаточно эффективен в определенных ситуациях: обучении двигательным навыкам, освоение работы, требующей мелкой моторики, подражательном обучении и поведении.

Пример: опознавание движущихся объектов ребенком по характерному звуку (голос мамы), во взрослом возрасте избегание контакта с агрессивными людьми или злой собакой во избежание конфликта (опытным путем — действием установлены нежелательные последствия или же наблюдались таковые).

Наглядно-образное

Формируется следующим, в возрасте от трех лет. При этом типе мышления уже нет необходимости потрогать предмет и совершить с ним какое-то действие, человек вместо этого начинает представлять как бы он это сделал и ощутил.

То есть у личности формируются образы. И это неслучайно. В раннем детском возрасте происходит богатое накопление информации, полученной строго опытным путем «осматривания» и «ощупывания» окружающего мира.

По достижении определенного багажа таких знаний ребенок начинает додумывать и представлять как явление или предмет, так и целую ситуацию. С этим тесно связано бурное развитие воображения в детском возрасте, которое также можно представить как наглядно-образное мышление.

При этом нет еще способности абстрагироваться от ситуации и добавить понятийное восприятие действительности.

Наглядно-образное мышление во взрослом возрасте активно используется людьми творческих профессий, а также и в повседневной жизни, куда можно отнести непосредственное наблюдение за миром при помощи представлений и образов в условиях недостатка информации.

Пример: представление результата простой мозаики при игре у детей, у взрослых планирование интерьера квартиры в соответствии с образами.

Конкретно-предметное

Занимает следующую ступеньку эволюции мышления и активно формируется в возрасте 5-7 лет.

Его еще называют конкретно-действенным поскольку реализация этого мышления осуществляется в каких-либо профессиональных трудовых или обучающих условиях, когда человек на основе представлений и образов моделирует действие.

Таким образом нарабатываются навыки в детском возрасте и структурируется рабочий и образовательный процесс в старшем.

Этот тип как бы является синтезом двух предыдущих: познание мира происходит при помощи действия, и оно же и является конечным результатом, но вот реализация этого осуществляется при помощи наглядных конкретных образов.

Пример: обучение езде на велосипеде или плаванию у ребенка, у взрослых выполнение плана — задания на работе или учебе.

Абстрактно-логическое

Является венцом развития и формируется в старшем возрасте, когда развиваются такие навыки как способность к формулированию понятий и абстракции.

Человеку при этом не нужно видеть или представлять на основе опыта что-либо, он способен синтезировать информацию сам, сопоставив имеющиеся данные.

Абстрагирование представляет собой сложный процесс представления таких понятий и явлений, которые нельзя увидеть в окружающем природном мире. Логика является абстрактным примером.

Читайте также:  Угроза выкидыша как распознать и предотвратить

При этом активно используются логические связи, выявление и построение закономерностей. Данный вид мышления опирается на развитые умственные способности личности и ее эмоциональную зрелость.

У взрослых людей абстрактно-логическое мышление является ведущим компонентом трудовой профессиональной жизни, но его формирование начинается еще в подростковом периоде.

Пример: решение математических и логических задач, научная деятельность.

У взрослого человека могут быть использованы все эти типы мышления в определенных ситуациях, когда они подходят.

Понятие как форма познания

Начиная с наглядно-образного мышления у личности происходит становление такой формы познания как понятие.

Понятие означает объединение каких-либо свойств, которые характеризуют нечто цельное — явление или предмет.

По отдельным чертам и их взаимоотношению устанавливается этот предмет или явление, то есть они являются определяющими характеристиками. Понятийность расшифровывает значение и помогает в идентификации.

Для формирования такого инструмента восприятия необходимо накопление наглядных и практических данных о мире, которые позволяют синтезировать их в нечто собирательное и новое.

Понятие активно используется в абстрактно-логическом и предметно-действенном мышлении.

Переход у детей

Момент перехода наглядно-действенного в наглядно-образное мышление не всегда возможно точно установить, поскольку оба эти типа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Однако развитие наглядно-образного вида тесно связано с совершенствованием зрительной функции и восприятия, что можно охарактеризовать реакциями узнавания предметов и субъектов.

Наглядно-образное мышление активно начинает развиваться при начале игры с ребенком, когда ему нужно представить какой-то образ результата и пути его достижения.

В это время возможно решение простейших практических задач: к примеру собрать пазл или цельную картинку по представлениям.

Переход мышления сложно форсировать, поскольку развитие нервной системы имеет физиологический временной промежуток, однако можно активно развивать зрительное познание при помощи различных игрушек, картинок и других развивающих средств.

Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления у дошкольников тесно связано с развитием их зрительной системы.

Так доказано, что дети имеющие проблемы со зрением более медленно справлялись с поставленными задачами по представлению и использованию образов.

Тогда как дети с хорошим зрением справлялись лучше и быстрее. Это имеет вполне логичное объяснение: четкое различение объектов дает больше деталей и соответственно больше информации.

Также в развитии наглядно-образного мышления большую роль играют родители и их участие в жизни ребенка. Совместные прогулки, получение новых визуальных впечатлений, развивающие игры вносят огромный вклад в становление этого типа мышление.

К 3-4 годам ребенок уже активно представляет виденные ранее объекты, а в более старшем возрасте способен к фантазированию и воображению.

Этот этап активно развивается при социализации личности в детских дошкольных коллективах, где включаются также обучающие элементы и идет активное общение и обмен опытом со сверстниками.

Диагностика

Для оценки степени развитости наглядно-образного мышления существует несколько простых методик:

    Метод нелепых изображений: ребенку предлагается по картинке воспроизвести в чем заключается нелепость ситуации, в которой оказался герой картинке. На этих картинках изображают различных животных, которые выполняют несвойственные им действия (мышь убегает от кота к примеру). Ребенок должен ответить на вопросы почему он решил что картинка не соответствует реальной жизни и как должно быть в природе, то есть представить другой вариант развития событий и установить структурно-логические связи.

Если справляется с семью и более заданиями, то мышление оценивается как высокоразвитое.

Контурирование: дается задание дорисовать изображение. Картинки выбираются простые и знакомые для ребенка: игрушки, геометрические фигуры, животные. При этом оценивается скорость и точность реакции. Если справляется за полторы минуты,это указывает на развитое наглядно-образное восприятие окружающего мира.

  • «Собери картинку» — ребенку предлагается подобрать из предложенных вариантов завершение изображения. Здесь также выбираются несложные и знакомые фрагменты, для успешного восстановления целой картинки необходимо подключить воображение и память, а также применить метод исключения. Это тест считается успешным если ребенок правильно подобрал фрагменты в пределах нескольких минут.
  • «Лишний» — данная методика основана на нахождении общего и различного и выборе лишнего изображения. Могут даваться схожие по определенным группам признаков картинки, в которых нужно выбрать неподходящий всей группе вариант.
  • к содержанию ↑

    Значение

    Наглядно-образное мышление является платформой для развития более сложных мыслительных операций.

    На этапе дошкольной подготовки этот тип мышления будет основным при решении различных подготовительных задач.

    При этом у ребенка развиваются:

    • воображение;
    • пространственное восприятие;
    • логика и построение структурных связей;
    • различные методы оценивания ситуации (исключения, подбора и так далее);
    • способность к представлению без наличия предмета в поле зрения.
    Читайте также:  Кларитромицин-Тева купить в Москве, цены в аптеках, заказать кларитромицин-тева с доставкой на дом и

    Особенное значение этот вид приобретает в творческой реализации, которая также помогает и развить его.

    Поэтому если у ребенка обнаруживаются такие склонности, развитие наглядно-образного мышления идет гораздо быстрее, но также стоит и поддерживать этот процесс.

    Наглядно-образное мышление начинает формироваться в детском возрасте и является необходимым этапом развития ребенка. Оно основано на представление образов окружающего мира и формирует более сложные типы мышления.

    Также этот вариант мыслительных процессов продолжает использоваться и у взрослого человека, выполняя важную роль «представления» психики о мире, почему необходимо уделять время развитию мышления в детском возрасте.

    Проверка наглядно-образного мышления ребенка:

    Виды мышления

    Универсален ли процесс мышления? Разумно ли говорить о некоторых специфических видах мышления в рамках целостной мыслительной функции? В некоторых источниках вы можете встретить классификацию видов мышления на основе предметного критерия, т.е. отнесенности к конкретной сфере человеческой деятельности. Тогда говорят, например, о научном, художественном, техническом, математическом, экологическом, социальном и даже психологическом видах мышления. Действительно, на сегодняшний день убедительно показано, что стратегии мышления значительно отличаются в зависимости от того, на материале какой предметной области оно осуществляется. Однако в контексте нашего изложения разумно сделать акцент на ином критерии классификации. Ниже мы будем рассматривать виды мышления в связи с различными формами представления условий решаемой субъектом задачи.

    Наглядно-действенное мышление

    Во-первых, задача может быть представлена во внешней материальной форме (распутать узел, собрать кубик Рубика, решить ручную головоломку). Адекватным в данной ситуации будет наглядно-действенное мышление, т.е. мышление, осуществляющееся в процессе действий во внешне заданной предметной ситуации. Решение задачи при наглядно-действенном мышлении осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, наблюдаемого двигательного акта. В результате наглядно-действенного мышления происходит преобразование предметной ситуации в соответствии с целью субъекта.

    Наглядно-образное мышление

    Во-вторых, условия задачи могут быть даны в идеальном плане в форме образов и представлений (например, «Какие города встретятся на пути из Москвы в Воронеж?», «Как выглядел бы А. С. Пушкин в 70 лет?»). Адекватным в данной ситуации будет наглядно-образное мышление, т.е. мышление, осуществляющееся путем оперирования образами и представлениями. В результате применения наглядно-образного мышления создаются новые идеальные образные объекты. У взрослых этот вид мышления иначе называется визуальным, если обобщаются зрительные впечатления, а в качестве продукта мы имеем новую структуру образа (например, мышление живописца, архитектора и др.). Предметом мышления может выступать материал, относящийся и к другим сферам, – звуки (мышление композитора), запахи (мышление парфюмера).

    Образное мышление человека также связано с речью: образ структурирован системой значений. Чтобы увидеть, насколько важна форма представления материала для хода мышления, обратимся к следующей шуточной задаче. В шкафу на полке стоит собрание сочинений выдающегося писателя. Первый том этого собрания имеет 300 страниц, второй – 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома: от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько всего страниц попортил червь? Обычно в нашем понятийном мышлении сразу возникает ответ: 500 страниц. Но это слишком просто!

    Тогда начинается размышление о понятии «страница». В книге нумерация страниц идет с двух сторон листа. Может быть, задаем мы вопрос, страница здесь понимается в другом смысле, как физическая реальность, т.е. как лист? Получается, что 500 надо разделить на 2, и тогда ответ будет: 250 страниц. «Ответ неправильный», – сообщает экспериментатор. А может первую и последнюю страницы нс считать? Тогда – 248. Опять неверно. Правильный ответ: червь не прогрыз ни одной страницы (ответ – 0). Правильность такого решения очевидна для тех, кто вместо мышления в понятиях обратился к мышлению в образах, ведь достаточно мысленным взором «увидеть» книжную полку, где тома стоят в обычном порядке – слева направо корешками наружу. Действительно, создав этот образ, т.е. превратив словесную инструкцию в конкретную ситуацию, мы понимаем, что переплет, к которому примыкает первая страница первого тома, соприкасается с той стороной переплета второго тома, к которому примыкает последняя страница. Червь прогрыз только переплеты томов, но не страницы! Эта задача путем сложных рассуждений могла бы быть решена и на основе понятийного мышления, но насколько более подходящим оказалось в данном случае мышление в образах.

    Известный исследователь визуального мышления Р. Арнхейм приводит множество примеров, где образное мышление обладает преимуществом перед понятийным, Несмотря на то что генетически оно является более ранней ступенью в развитии мышления. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Важная особенность образного мышления – установление небанальных, непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

    Читайте также:  ФУРАЦИЛИН АВЕКСИМА (Furacilin) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, поб

    Наглядно-образное и действеное мышление

    Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление

    Мышление, будучи теснейшим образом связанным со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

    В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности но сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.

    Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.

    Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

    Допонятийное и понятийное мышление

    В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

    Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичные, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

    Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 ле) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления — понятийное, или словесно- логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

    Теоретическое и практическое мышление

    Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

    Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей.

    Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения копыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.

    Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческим — литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, модельерам и т.д.

    Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

    Наглядно-образное мышление

    Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

    Наглядно-действенное мышление

    Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект». Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.

    В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.

    Ссылка на основную публикацию
    Тесты по лучевой диагностике неотложных состояний в хирургии
    Кардиолог — РО Ведущие специалисты в области кардиологии: Профессор Терентьев Владимир Петрович ДМН, Заслуженный врач РФ, Зав. кафедрой внутренних болезней...
    Тест frautest отзывы · GitHub
    Frautest не яркая вторая полоска Девочки, у кого так было. Последние месячные начались 13.01. Цикл 28 дней, постоянный, никогда сбоев,...
    Тест Вредные привычки — ОБЖ — СУЗ
    Обобщающий тест по теме "Вредные привычки" по ОБЖ для 10 класса Онлайн-конференция идёт регистрация «Особенности работы и пути взаимодействия школьного...
    Тесты по травматологии и ортопедии 2-3 — sultmed — LiveJournal
    Плечевые связки - Glenohumeral ligaments В анатомии человека, плечелопаточная связка (GHL) три связка на передней стороне плечевого сустава (т.е. между...
    Adblock detector