Тахилалия (полтерн, баттаризм) причины, симтомы, диагностика, коррекционная работа, упражнения

Тахилалия: причины, симптомы, диагностика, методы коррекции

Тахилалия – это патологическое нарушение темпов речи. Ребенок говорит очень быстро. За одну минуту произносит в 2-3 раза больше звуков, чем положено по нормам.

Понять, что говорит дошкольник, практически невозможно. Его речь невнятна, поток звуков не останавливается даже для вдоха. Одновременно с высказыванием ребенок двигает руками, ногами, головой, помогая себе произносить слова.

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы “спотыкается”, делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При “спотыкании” они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Симптомы

Диагностировать тахилалия у детей можно по речевым и неречевым признакам. К первым относятся:

  • экспрессивность речи;
  • заминки при разговоре;
  • нарушения речевого дыхания;
  • произношение более 20 звуков за секунду (норма не более 12);
  • неоднократное повторение фонем, слов;
  • пропуск звуков, искажение фонем;
  • нарушение интонации;
  • отсутствие логических пауз меду словами и фразами;
  • артикуляционная моторика;
  • нарушение письменной речи;
  • трудности в обучении чтению;
  • облегченное произношение небольших предложений;
  • нарушение координации речевого аппарата;
  • несоответствие внутренней и внешней речи.

Среди неречевых симптомов выделяют:

  • моторное беспокойство;
  • активная жестикуляция;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • дезориентация;
  • низкий уровень концентрации внимания;
  • нарушения всех видов памяти;
  • отсутствие последовательности, логичности мышления;
  • вегетативные нарушения различной этиологии (потливость, возбудимость, учащение ритма сердца).

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Коррекция

Работа по преодолению подобных нарушений у дошкольников состоит из нескольких частей:

  1. Медикаментозное лечение. Назначается неврологом, психиатром. Это успокоительные препараты, нормализующие процессы ЦНС.
  2. Общеукрепляющие процедуры. Закаливание, физиотерапия, нормализация общих движений. Это упражнения на замедления темпа, тренировка координации, выработка навыков плавности, ритмичности.
  3. Логопедическая работа. Направлена на развитие правильного голосоведения, ритмичного чтения, плавного дыхания, внятной спокойной речи, общего поведения в коллективе, расширение словарного запаса.

Поговорим подробнее о коррекционной работе логопеда с дошкольником. Рекомендуем использовать следующий набор упражнений и задания для устранения тахилалии в детском возрасте.

Дыхательные упражнения

  • Упражнение 1

Ребенок должен дышать ритмично, контролирую процессы вдохов-выдохов. Длительность вдоха – 3 секунды, выдоха – тоже 3, между ними короткая пауза = 1 секунда. Вдохнули, считаем 1-2-3, пауза – 1, выдох -1-2-3.
Сначала считает педагог, потом ребенок про себя. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Упражнение повторять 4 раза несколько раз в день.

  • Упражнение 2

Дышим при ходьбе. Шаг – вдох, 2 шага – выдох, шаг – пауза. Повторить 3-4 раза несколько раз в день.

  • Упражнение 3

Произношение звуков на выдохе. Встаем прямо, делаем обычный вдох, с выдохом проговариваем звук Ш, Ф, Х. Следите за спокойным состоянием щек, они не должны надуваться. Вдох длится не менее 5 секунд. Повторять упражнение с одной буквой 4 раза. Через несколько дней звук можно поменять.

  • Упражнение 4

Произносим слоги. Ребенок спокойно дышит, встает прямо. Имитирует жевательные движения, на выдохе медленно произносит слоги: ХММА – ХММО, ХММУ-ХММЮ, ХНННИ-ХММИ и т.д.

  • Упражнение 5
Читайте также:  Депрессия сегмента st что это такое, основные причины и лечение

Говорим слова на выдохе. Дошкольник делает медленный глубокий вдох, на выдохе медленно считает до 5 вслух. Если ему хватает воздуха для произношения всех цифр, увеличьте их количество, чтобы возникла необходимость добора кислорода. Повторяйте упражнение 4 раза.

Логоритмика

Упражнения необходимы для установления правильного ритма движений, артикуляций. Ребенок приучается контролировать темп речи.

  • Речевая разминка. Дошкольник не должен сосредотачиваться на речевом материале. Выбирайте любую смысловую группу слов. Под медленный счет шагает и произносит месяца, названия дней недели, считает.
  • Медленно шагаем по кругу, хлопаем в ладоши в темпе речи. Произносим женские имена, части тела человека. Следите за ритмом речи.
  • Собираем грибы, урожай на огороде. Ребенок ходит по залу, подбирает с пола игрушечные фрукты, овощи, грибы. Называет их. Движения и артикуляция происходят в замедленном темпе.

Усвоение медленного темпа речи

  • Прослушивание записи с текстом. Диктор читает очень медленно. Материал не должен быть большой, сложный. Ребенку необходимо запомнить текст и повторить так же медленно.
  • Прослушивание ускоренной записи с монологом диктора. Повторяем в медленном темпе.
  • Пение в заданном ритме. Используйте магнитофонную запись. Ребенок должен петь синхронно с записью. Останавливайте его, если он убегает вперед.
  • Совместное проговаривание текстов, фраз. Логопед говорит предложение, потом повторяет его одновременно с воспитанником. Добейтесь синхронности, медленного темпа. Повторяйте фразу несколько раз до получения положительного результата.

Работа с текстом

Подходит для читающих детей. Воспользуйтесь ритмичными текстами, пословицами, поговорками. Ребенок должен прочитывать их по слогам, громко вслух.

Педагог может отхлопывать ритм прочтения, чтобы ребенок не сбивался и не торопился.

  • Задания по сокращения или удлинению текста.

Дошкольнику предлагается небольшой рассказ. Его нужно прочитать вслух, осознать смысл. Пересказать с сокращением или прибавлением собственных ощущений от прочитанного.

  • Составление предложений с предложенными словами

Педагог предлагает синонимичный ряд. Например, зима – холодное время года – стужа и т.д. Дошкольник должен составить с ними предложения, произнести их четко в замедленном ритме.

  • Пересказ известного текста

Воспитанник ДОУ пересказывает известную ему историю, сказку. Следите за паузами, лексикой, формулированием мыслей, последовательностью изложения.

Коррекционная работа с детьми, страдающими тахилалией, занимает не менее 6 месяцев, при полтерне, баттаризме не менее года.

Профилактика

Ребенок подражает взрослым во всем. Основным методом профилактики ускоренного ритма речи является правильный образец речевого общения. Следите за формированием артикуляционных привычек у дошкольника с самого раннего возраста. Останавливайте его речь, если он торопится, захлебывается, контролируйте дыхание и четкость произношения.

Занятия логопеда с ребенком с тахилалией

Тахилалия – это

Тахилалия – это форма нарушения речи, которой характерен быстрый темп речи. Но при этом отсутствуют дефекты фонетического, грамматического и лексического строя.

Данное нарушение в основном развивается в детском возрасте. Детям с тахилалией свойственно “проглатывать” звуки и сильно торопиться, что влечет за собой нехватку дыхания. Порой речь настолько ускоряется, что трудно понять, о чем говорит ребенок.

Если такое происходит систематически, то возможно у ребенка развивается тахилалия.

Классификация

В медицине существует две формы тахилалии: чистая и комбинированная.

Дети с тахилалией в чистой форме отличаются только нарушенным темпом речи, само произношение не страдает.

Комбинированная форма – совокупность нарушенного темпа речи с произношением звуков, строении слов и фраз. В свою очередь подразделяется на баттаризм и полтерн.

Ниже указаны нарушения, с которыми может комбинировать полтерн:

Следует помнить, что полтерн и баттаризм относятся к тяжелым патологическим формам, поэтому не всегда поддаются коррекции.

Причины тахилалии

Логопеды выдвигают разные варианты возникновения тахилалии, что является причиной массовых разногласий. Но существует три, пока что неоспоримых фактора:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Дефекты речи окружающих людей.
  • Педагогическая запущенность (родители не следят за произношением ребенка и не поправляют ошибки).

Но, в медицине возникали случаи, когда тахилалия проявлялась вследствие нарушения работы головного мозга: опухоли (доброкачественные и злокачественные), черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, эпилепсия. Также были случаи возникновения нарушения у людей с расстройствами психики: психоз, шизофрения, олигофрения.

Зачастую дети с тахилалией сильно возбудимы и гиперактивны, присутствует недостаток внимания.

Характеристика детей с тахилалией

Симптомы тахилалии проявляются в речевой и неречевой форме.

Диагностика

Если форма тахилалии легкая, то ее вполне можно спутать с заиканием. Однако, главную роль в развитии детей с тахилалией все-таки играет психогенный фактор нарушения речи.

Развивается тахилалия стремительно быстро, поэтому необходимо пройти своевременное обследование:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование электрической активности головного мозга и его реакций на раздражители.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) – исследование внутренних органов и тканей для обнаружения органических патологий.
  • Эхоэнцефалография (Эхо ЭГ) – ультразвуковая диагностика для исследования структур головного мозга.

Лечение

Тахилалия, как и многие другие речевые расстройства лечатся комплексным способом, в который входит:

  • Медикаментозное лечение.

Врачом выписываются препараты, которые стабилизируют нервную систему и способствуют снижению возбудимости малыша.

  • Занятия логопеда с тахилалией.
Читайте также:  Фрамицетин инструкция по применению, аналоги, статьи » Справочник ЛС

Проводятся групповые занятия, что позволяет привить детям дисциплинирование речи.

  • Лечебная физическая культура (ЛФК).
  • Бальнеотерапия.

Терапия минеральными водами, лечебные ванны, души, питье минеральных вод.

  • Аутогенная тренировка.

Психотерапевтическая методика, направленная на восстановление равновесия гомеостатических механизмов организма.

  • Физиотерапия.
  • Массаж.

Занятия с детьми с тахилалией обычно проводятся в течении полугода, бывает затягивается на год. И еще год малыш будет находится под наблюдением врача, так как есть зафиксированные примеры рецидива расстройства. В таком случае необходимо пройти курс повторно.

Занятия логопеда с тахилалией

Логопедические занятия проходят в несколько этапов:

  1. Режим молчания. Логопед призывает снизить общение до минимума. Ребенок должен молчать в абсолютно любой ситуации (кроме самых чрезвычайных).
  2. Обучение медленному темпу речи. Детки читают по очереди и делают анализ прочитанного.
  3. Работа на формирование изложения и формулировки мысли: пересказы, освоение какой-либо фразы в разных вариантах.
  4. Коллективный рассказ. Дети слушают, как читает один. Затем, по сигналу логопеда все включаются в рассказ. На этом этапе идет индивидуальная работа над речью.
  5. Подготовительный этап. Малыш готовится выступать перед коллективом. Выступление будет записываться, чтобы в будущем можно было дать оценку темпу речи, ритмичности и содержанию.

Также во время занятий используются двигательные упражнения, логоритмика, упражнения на постановку правильного дыхания, формирование выразительности речи детей с тахилалией, развитие логического мышления, а также работа по построению правильных связных предложений и фраз.

Как было сказано выше, в медицине возможны случаи рецидива. Поэтому от родителей необходимо поддержания в доме “рабочих” условий. Всегда отслеживайте речь малыша и берегите его нервную систему.

Тахилалия в практической логопедии

Тахилалия – это патологически ускоренный темп речи, который необходимо корректировать с помощью сочетания методов психологии, логопедии, неврологии. Задача специалистов заключается в том, чтобы замедлять скорость произношения и улучшать ее остальные характеристики.

Основной курс лечения проводится под наблюдением врачей и педагогов, в дальнейшем его результаты закрепляют самостоятельно. Дефект встречается как в детском возрасте, так и у взрослых.

  • Этиология возникновения дисфункции
  • Профилактика возникновения
  • Симптоматика и диагностика
  • Как нормализовать состояние речи

Этиология возникновения дисфункции

Человеческая речь развивается в соответствии с условными рефлексами. Ее показатели определяет состояние головного мозга, обеспечивающего связи с артикуляционным аппаратом. По нервным импульсам передается сигнал о необходимости движений органами речи. Таким образом, чтобы ее характеристики совпадали с нормой, у ребенка должны быть в порядке функции центральной нервной системы, органов речевого аппарата и отсутствие патологий со стороны слуха. Задача логопедии и психологии заключается в оценке показателей речи и работе над ее отклонениями.

Одним из условий ее развития является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. По этиологии нарушения речи подразделяют на функциональные (нейрогенные логоневрозы и социального типа), органические (при наличии соматических патологий). Дисфункции могут быть следствием травмы в родах, длительных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте. К внешним факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, связанную с дефицитом или избытком внимания родителей.

По одной из версий, тахилалия проявляется у детей, чьи родители быстро говорят, то есть отмечается роль генетического фактора. По мнению Куршева В. А., быстрая скорость речи связана с темпом мышления, а нарушение относится к мыслительно-речевым отклонениям. О связи патологии с заиканием говорил D. Weiss (1950). М. Е. Хватцев (1959) считал, что причина во врожденной речедвигательной недостаточности аппарата заключается в отсутствии примера со стороны взрослых. В. М. Бехтерев (1926) утверждал, что ее причина лежит в преобладании процессов возбуждения. М. Надолечны характеризовал лиц с баттаризмом, как людей поспешных и беспокойных со слабой памятью и расстройством внимания.

Для коррекции недоразвития речи применяют методы психологической стимуляции, вазоактивную терапию, логопедическую работу. Тахилалия может быть чистой и функциональной, сопровождающейся заиканием. К ее клинической картине часто присоединяются нарушения лексики и грамматики, фонетики. Ее отдельными подвидами являются баттаризм, парафразия.

Из этиологических факторов выделяют соматические заболевания, психогенную обстановку и привычку. По результатам неврологических исследований еще в пренатальном периоде у плода происходят соответствующие физиологические и анатомические изменения головного мозга.

Профилактика возникновения

Родители могут оградить ребенка от воздействия внешних отрицательных факторов – не допускать травм, наблюдать за его развитием и принимать в этом процессе активное участие. Их задача состоит в том, чтобы защитить малыша от стрессовых ситуаций, испуга, страха, постороннего шума. Обстановка должна быть размеренной, а требования родителей к ребенку разумными. Но не стоит во всем потакать ему, избегайте излишнего баловства. Здоровая и крепкая нервная система не только предотвратит развитие тахилалии, но и положительно повлияет на общее состояние организма.

Также учитывайте тот факт, что дети во многом подражают родителям, особенно в таком возрасте. Культура вашей речи и темп, артикуляция должны быть примером для него. Следите за тем, чтобы он не говорил на вдохе и не повторял звуки, слоги.

Дифференциальное отличие тиков при заикании от хаотичных движений при тахилалии заключается в том, что в первом случае они возникают при разговоре. А во втором не связаны с речью.

Симптоматика и диагностика

Человек не может самостоятельно справиться с патологическим отклонением, необходима медицинская и педагогическая помощь. Тахилалия приводит к нарушению темпа и ритма речи. При общении человек с таким диагнозом искажает слова, повторяет отдельные слоги или заменяет их другими.

  • простая форма;
  • баттаризм – нарушения в грамматике, неверные структуры речи;
  • полтерн – в процессе разговора человек делает паузы, отмечаются запинки.
Читайте также:  Мезаденит у детей симптомы, лечение

Отклонение может выступать самостоятельной патологией или быть вторичным на фоне психических и неврологических заболеваний.

Полтерн (спотыкание) характеризуется прерывистым темпом несудорожного характера. Его клиническая картина дополняется нарушениями общей и речевой моторики. При баттаризме отмечается неправильное формирование фраз. Дефекты могут быть речевыми и неречевыми, человек не умеет составлять сложные предложения. Во время запинок звук появляется не сразу, губы могут двигаться без подачи голоса. В связи с перенапряжением речь монотонна, нарушение процессов дыхания приводит к проблемам с дикцией. Больным при этом совсем не присуща критичность, они не считают высокую скорость проговаривания дефектом, поэтому не обращаются за помощью.

Произношение слов при тахилалии настолько стремительно, что ее не разобрать даже при отсутствии дефектов в предложении. В секунду человек произносит около 20-30 звуков (норма 9-14). Из-за высокой скорости слоги могут повторяться или выпадать, искажаться. При этом тот, кто говорит, этого не замечает. Речь может произноситься на одном вдохе и сопровождаться выраженной жестикуляцией.

Клинические признаки разделяют на речевые и неречевые. На первый план выступает скорость произношения слов.

Также тахилалия характеризуется такими симптомами:

  • искажением слов;
  • неразборчивостью речи;
  • ошибками грамматики при письме;
  • нарушением моторики;
  • повышенной возбудимостью.

У пациентов может отмечаться учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение. Дети из-за невнимательности часто не доводят игры до конца, могут останавливаться во время диалога и перескакивать на что-нибудь другое. При таком отклонении все движения ускорены, отмечаются тик и гиперактивность. Даже во сне человек испытывает моторное беспокойство.

Диагностику осуществляют с помощью МРТ головного мозга, эхоэнцефалографии, ЭКГ. Для исключения соматических заболеваний (шизофрении, эпилепсии) могут быть назначены дополнительные исследования. Обязательно проводят дифференциацию с дизартрией и заиканием.

Логопед оценивает темповые характеристики речи, паузы, правильность составления фраз, интонации, процессы дыхания и тембр голоса. Также проверяют письменную грамматику.

Как нормализовать состояние речи

Лечение тахилалии заключается в применении комплексного подхода.

Схема коррекционной терапии включает:

  • назначение медикаментов (ноотропы, седативные);
  • физиотерапевтическое воздействие (гальванический воротник, электросон);
  • лечебную физкультуру;
  • упражнения на ритмику (нормализация моторики);
  • логопедические занятия (разработка логики, внимания, вырабатывание ритма и замедление темпа речи).

Курс лечения составляет 9-10 месяцев. Медикаментозную терапию назначают в соответствии с наличием или отсутствием сопутствующих заболеваний. Часто тахилалия носит смешанный характер и сопровождается дизартрией. Также она может сочетаться с неврологическими патологиями.

Эффективность лечебной физкультуры заключается в тренировке тормозных реакций, выдержки, внимания и концентрации. Во время упражнений включают мелодичную и спокойную музыку.

Для повышения эффективности тренировки проводят небольшими группами. Это дисциплинирует детей и снижает психомоторную возбудимость. В первое время им непросто адаптироваться к новым условиям, логопед задает темп с помощью хлопков в ладоши, постукивания по предмету. Дети учатся произносить речь под удары мяча и прыжки. Такие игровые приемы облегчают нагрузку на нервную систему. Музыкальная ритмика развивается с помощью озвучивания текста под аккомпанемент. В начале курса дошкольники обучаются замедленному темпу речи, после его усвоения их переводят на нормальный ритм.

Чтобы отработать последовательность мышления, педагоги работают с детьми по составленному плану. Составление пересказа способствует развитию мышления. Также практикуют проговаривание начала фразы, а дети ее заканчивают.

Обратите внимание! Тахилалия является стойкой деформацией речи, поэтому в течение года после окончания терапии необходимо наблюдать за ребенком. Это предотвратит повторное ускорение и поможет сохранить приобретенные навыки.

Цель логопедических упражнений состоит в контроле скорости и синхронности действий. Для этого пациент должен выполнять комплекс упражнений, рассчитанных на тренировку дыхания, силы голоса, отработку ритма, внимания, координации движений. Курс рассчитан на 2-3 месяца, после перерыва его можно возобновить.

Если тахилалия протекает на фоне неврологических и психических заболеваний, прогноз динамики состояния пациента трудно предугадать. В любом случае, многое зависит от родителей и близких, им необходимо оказывать психологическую поддержку больному.

Этапы логопедической работы:

  • режим молчания (максимальное ограничение контактов с окружающими);
  • чтение в медленном темпе;
  • редактирование высказываемого;
  • составление коллективного рассказа;
  • подготовка к публичному выступлению.

Если для устранения проблемы недостаточно 2-3 месяцев, делают перерыв и продолжают терапию. В дальнейшем, в течение года закрепляют навыки правильной речи самостоятельно в домашних условиях. Прогноз для здоровья при тахилалии зависит от ее структуры: представлена она в чистом виде или является вторичным проявлением более сложного заболевания. В таком случае динамика состояния пациента зависит от его умственного развития и поведения в социуме. Лечить ее нужно в обязательном порядке, самостоятельно она не пройдет.

Ссылка на основную публикацию
Таламус функции и строение
Таламус: функции и строение. Роль таламуса и гипоталамуса в организме Таламус, который также называют зрительным бугром, находится рядом с III...
Таблетки от курения Чампикс инструкция по применению, цена и отзывы врачей
Чампикс Чампикс: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Champix Код ATX: N07BA03 Действующее вещество: варениклин (varenicline) Производитель: R-Pharm Germany...
Таблетки от межреберной невралгии — 10 самых эффективных средств
Что нужно знать о невралгии Невралгия относится к сильной стреляющей боли, которая возникает из-за поврежденного или раздраженного нерва. Невралгия может...
Тампоны с маслами в гинекологии как правильно применять
Польза и вред облепихового масла Из всех растительных жиров облепиховое масло является одним из немногих, которое используется практически исключительно в...
Adblock detector