Смысл жизни личности, Понятие смысла жизни, Особенности процесса поиска смысла жизни — Психология и

Смысл жизни как предмет научного исследования и его место в современном мире

1. В философии 2. В психологии 3. Формы

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он — в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего — состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение.

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Читайте также:  Хирургическое Вмешательство - CodyCross ответы

Смысл жизни с точки зрения психологии

История развития человека и общества убедительно свидетельствует, что проблема смысла жизни входит в круг «вечных», которые, несмотря на все перипетии социальной эволюции и динамику социокультурных практик, никогда не выпадали из поля внимания людей. Не случайно анализ смысла жизни и процессов смыслообразования находится уже на протяжении нескольких тысячелетий «в ядре» философской, психолого-педагогической, социальной и культурологической рефлексии. Мы поставили цель — проследить основные направления психолого-педагогической рефлексии по вопросу о смысле жизни, с тем, чтобы использовать это в учебно-воспитательной работе, в частности, со школьниками.

Специфика психолого-педагогической науки переводит фокус внимания исследователей от анализа метафизических пониманий смысла жизни к анализу его как внутреннего регулятора жизнедеятельности. При этом следует отметить, что интерпретация смысла жизни в ее психолого-педагогическом аспекте непосредственно связана с тем, в рамках какой парадигмы осуществляется рефлексия: например, психоаналитической (З. Фрейд, К. Юнг и др.), в когнитивной (Д. Келли, К. Левин, Ж. Нюттен, Э. Толмен, Х. Хекхаузен и др.), гуманистической (К. Роджерс, Д. Ройс, А. Пауэлл, Ф. Феникс и др) или экзистенциальной (Д. Бьюдженталь, С. Мадди, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

З. Фрейд, автор психоанализа («глубинной» психологии), выражал сомнения в актуальности самой постановки вопроса о смысле жизни в рамках научной рефлексии, считая, что только религиозное мировоззрение может взять на себя поиск ответа на него. Но ослабление позиций религий в современном мире неизбежно приводит к разрушению религиозной смысловой системы. Смысл жизни человека, как его понимал З. Фрейд, заключается в стремлении к переживанию чувства счастья, к получению различного вида удовольствий, наслаждений и соответственно к избеганию болезненных в физиологическом и психологическом отношениях переживаний [12, с. 355]. Мощным «источником» счастья является чувство любви в различных ее проявлениях. В рамках своей мировоззренческой системы ученый акцентировал значение чувства половой любви, как переживание «потрясающего наслаждения». Вместе с тем З. Фрейд подчеркивал важность позитивных по экспрессивной окраске сублимированных переживаний, связанных с восприятием прекрасного в природе и человеке, с творческим процессом в науке и искусстве, с профессиональной самореализацией.

Э. Фромм лишь частично соглашался с мнением своего учителя. Не отвергая значения любви и наслаждений в жизни человека, он в то же время полагал, что основной жизненной целью человека является полная реализация своего жизненного потенциала [13]. При этом Э. Фромм подчеркивал: во-первых, имеет первостепенное значение не некоторый конечный результат, а сам процесс деятельности, а во-вторых, сам человек являет собой центр и цель собственной жизни, в которой «развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей» [13].

Другой представитель психоаналитического направления в психологии — К. Юнг — констатировал, что жизнь человека, в которой присутствуют цели и смыслы, является жизнью более качественной, более духовной, более здоровой, чем бессмысленная, а утрата смысла жизни может пониматься как некоторый «эквивалент заболевания» [14].

К. Роджерс исходил из гипотезы, согласно которой поведение человека опосредуется объединяющим мотивом, обозначенным автором как «тенденция к самоактуализации», то есть сохранению и саморазвитию себя как некоторой целостности. Другими словами, самоактуализация — это процесс реализации в жизненной практике своего человеческого потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. По мысли К. Роджерса, самоактуализирующийся человек гармоничен в своей экзистенции, наслаждается каждым моментом своей жизни и полностью вовлечен в нее, получает возможность быть «самим собой» [7]. Отсюда вытекает необходимость «помогающих отношений» между психотерапевтом и клиентом, функция которых сводится к тому, чтобы человек смог воспринять и зафиксировать идею, что смыслы и ценностные основания жизненной практики каждый должен определить для себя сам, а идущие извне смысловые посылы могут лишь сыграть роль в самооправдании жизненных утрат и поражений.

Г. Олпорт предложил понятие «проприум», понимая под ним все аспекты человека как уникальной личности. Рассуждая о проприативном стремлении личности, он говорил о процессах постановки персональных жизненных целей, о настойчивости личности в поисках путей реализации этих целей, о чувстве смысловой наполненности жизни. Несмотря на то, что смысловая система находится в эволюционной динамике, она в то же время обеспечивает целостность и континуальность личности, относительную последовательность и постоянство ее диспозиций, намерений и перспективных целей. На этой базе формируется способность человека к самопознанию и самосознанию [6].

Один из «столпов» экзистенциального направления в психологии — В. Франкл — считал ошибочными представления о смысле жизни, опирающиеся как на принцип наслаждения, так и на принцип самореализации. Первый принцип приводит к пресыщению, если удовольствие становится самоцелью. Второй принцип также ущербен, по мнению В. Франкла, так как самореализация возникает спонтанно, и этого не происходит, когда ее делают самоцелью. Ученый считал, что врожденная потребность к осознанию смысла своей жизни выступает как ведущая сила развития личности, так как смысл нуждается в реализации. Утрата смысла жизни, так же как и невозможность в силу определенных обстоятельств реализовать имеющийся смысл, порождает у личности состояния экзистенциального вакуума, экзистенциальную фрустрацию, а иногда способно вызывать невротические осложнения психики. Смысл жизни непосредственно связан с ценностной системой человека и общества. В. Франкл выделял три класса ценностей, придающих жизни человека осмысленный характер: ценности творчества (в конечном счете, наиболее грандиозным творческим актом становится сама жизнь человека), ценности переживания (в частности, чувства любви, страдания, вины) и ценности отношений [11]. Человек способен отыскать смысл жизни в любой из этих ценностей и реализовать этот смысл в поступке [11].

Проблема смысла жизни занимала и занимает достойное место и в работах выдающихся отечественных психологов. В частности, М.М. Рубинштейн еще в 1927 г. издал работу «О смысле жизни», в которой утверждал, человек живет в двух «измерениях» или в двух способах существования. В первом жизнь ограничена непосредственными связями и отношениями, в которые «встроен» человек; здесь он формирует отношение к отдельным жизненным феноменам, но не к жизни как некоторой целостности. Второй способ позволяет человеку выйти за пределы текущей ситуации или, если воспользоваться термином В. Франкла, — обратиться к самотрансценденции. М.М. Рубинштейн подчеркивал, что человек — это существо, устремленное в будущее, то есть имеющее «проект» этого будущего [9].

А.Н. Леонтьев в фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» писал: «Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно «вычерпывая» его . из объективной реальности. . Образ более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный. иногда даже ложный. » [5, с. 258]. Сознание, таким образом, понимается ученым как открывающаяся субъекту картина (или образ) мира, в которую включаются он сам, его внутренняя и внешняя активность, его психические состояния. Учитывая, что внутренний мир личности и мир внешний являются динамическими (находящимися в движении и постоянных изменениях) системами, то перед личностью стоит важная задача — достижение относительной гармонии внутреннего мира с миром реальным. Эта идея несколько позднее нашла отклик в работах В.А. Янчука. Он писал: «Человек в своем взаимодействии с самим собой и окружающим миром оперирует не некой абстрактной объективной реальностью, а своей интерпретацией этой реальности. Являя активное и творческое бытие, он создает свои, опосредованные контекстом культуры и субкультуры, а также индивидуального психофизического своеобразия, версии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые и определяют отношение и понимание происходящего» [15].

К.А. Абульханова-Славская рассматривает становление личности как процесс развития ее жизненных отношений. При этом личность конструирует особую, личностную логику связывания отдельных отношений в целостный «узор», в котором и отражается индивидуальный смысл бытия. Интегральным свойством личности как субъекта жизни выступает ее жизненная позиция, то есть совокупность внутренних отношений как к частным жизненным обстоятельствам, так и к жизненному пути в целом, считает К.А. Абульханова-Славская: «жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни» [1, с. 24].

Читайте также:  Сбор трав для похудения – рецепты, сжигающие жир

Сходной позиции придерживается А.Г. Асмолов, описывая личность как динамическую смысловую систему, в которой раскрываются все виды связей между мотивами, личностными смыслами, установками, поступками и деяниями [2].

В русле нашего исследования интерес представляет концепция поступка, разработанная В.А. Роменцом. Автор, рассуждая о смысле жизни, относит его к последействию поступка, который понимается как «опосредующее звено» между психикой и ее «объективным коррелятом» — миром, обществом, общностями и т.д. Таким образом, поступок — это не только способ самодетерминации личности, но и способ самопознания и даже самосозидания. В качестве элементов структуры поступка выступают ситуация, мотивация, действие и последействие. Смысл жизни формируется на этапе последействия, в ходе рефлексивного осмысления действия и его последствий [8].

Таким образом, содержание категории «смысл жизни» относится к личностному психологическому переживанию жизни в ходе ее осуществления. Вместе с тем смысл жизни — это одновременно и осознанно или интуитивно переживаемая перспектива, то есть «Я» в развертке в будущее, и мера самоосуществления (точнее, оценка того, что реально достигнуто в определенный момент времени). При этом перспективный план Я (Дж. Бюджентал называл его «пленкой», фиксирующей определенную программу поведения [3]) носит объективированный характер: становится своеобразной «линейкой», «измерительным инструментом», не имеющим субъективной причинности, скорее — внешней по отношению к личности. Именно объективированный характер смысла жизни позволяет ему вырваться за узкие рамки собственного индивидуального опыта и расширить смысловое пространство за счет других смысловых миров. Смысловые взаимодействия раздвигают границы смыслового мира личности и одновременно увеличивают ресурсы ее саморегуляции.

Смысл жизни на индивидуальном уровне реализуется в смысложизненной концепции личности. В своем понимании этого феномена мы опираемся на дефиницию Т.В. Столиной, определяющей смысложизненную концепцию как индивидуальную обобщенную систему взглядов на цели, процесс и результат своей жизни, в основе которой лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности о счастье как гармоничном переживании состоявшейся самореализации [10].

О.Ю. Гетманова справедливо, по нашему мнению, считает, что смысложизненную концепцию личности можно (с известной долей условности) представить как трехуровневую структуру. Когнитивный (от лат. cognitio — познание, изучение, осознание) компонент находит выражение в совокупности ценностных ориентаций, представлений и отношений личности, охватывающих ближние, средние и дальние перспективы жизни. Аффективный (от лат. affeсtus — душевное волнение, страсть), компонент связан с эмоционально окрашенными переживаниями личности по поводу экзистенциально значимых ценностей. Конативный (от лат. conatus — попытка, усилие, стремление) компонент непосредственно связан с динамическими составляющими жизнедеятельности, избираемыми личностью паттернами поведения, распределенными по шкале «активность — пассивность». Отсюда автор делает вывод, что психологическими детерминантами смысложизненной концепции, которые необходимо учитывать в коммуникативных системах (а следовательно, и в воспитательных процессах), являются: «наличие жизненной цели», «эмоциональная насыщенность жизни», «удовлетворенность самореализацией», «сила (интенсивность) Я» [4].

Рассмотрение психолого-педагогических концепций по вопросу о смысле жизни позволяет строить оптимальную систему учебно-воспитательной работы с учащимися, которая заключается в идее о том, что педагогически целесообразным является отказ от жесткого навязывания ценностных стереотипов (пусть и очень «правильных», с точки зрения воспитателя) в пользу поиска путей согласования наметившейся у них смысложизненной концепции и смысловых конструктов, культивируемых в социокультурной среде воспитания, что создает предпосылки для осуществления целенаправленного педагогического воздействия на массовое и индивидуальное сознание.

Смысл жизни

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Читайте также:  Воспаление почек лечение народными средствами

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!

Ссылка на основную публикацию
Смартфонный палец чем поможет Меркель Учеба и работа в Германии DW
Почему появляются боли пальцев рук под ногтями Боли пальцев рук под ногтями могут происходить по разным причинам. Знать их необходимо...
Сладковатый запах изо рта у взрослого симптомы, причины возникновения, лечение и профилактика
Запах изо рта у ребенка – причины и лечение Неприятный запах изо рта или галитоз может встречаться не только у...
Следы от вросших волос на ногах
Уход за кожей тела в домашних условиях - отзыв Как я борюсь с вросшими волосами. Чем я вылечила синячки после...
Смекта — инструкция, состав, аналоги, показания, дозировка, противопоказания, цена — МедОбоз
Университет В редакции «Медицинского вестника» прошла прямая линия с доцентом 2-й кафедры детских болезней БГМУ, главным внештатным детским гастроэнтерологом Минздрава...
Adblock detector