Сложная двигательная реакция

ВРЕМЯ СЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ ВЫБОРА КАК ДИАГНОСТИКА УТОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Болгов В.Н. 1 , Гжемская Н.Х. 2 , Тагирова Н.П. 3

1 ORCID: 0000-0002-9450-7800, Кандидат педагогических наук, доцент, 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3 ORCID: 0000-0001-5748-8359, Кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского) федерального университета

ВРЕМЯ СЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ ВЫБОРА КАК ДИАГНОСТИКА УТОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Утомление — сложное и многообразное явление. Часто оно оказывает влияние не прямо, а косвенно. Утомление сопровождается изменением целого комплекса субъективных, физиологических и психофизиологических показателей. При исследовании утомления достаточно часто используются показатели времени реакции. Знание о изменениях, происходящих в организме под влиянием умственных, эмоциональных и физических нагрузок, влияющих на физическую и умственную работоспособность, важны для контроля за утомлением студентов, что, в свою очередь, позволит принять меры борьбы с развивающимся утомлением. В статье рассматривается понятие «утомление» и методы контроля за степенью утомления студентов.

Ключевые слова: утомление, контроль за степенью утомления, двигательная реакция, измерение времени реакции, компьютерная программа.

Bolgov V.N. 1 , Gzhemskaya N.K. 2 , Tagirova N.P. 3

1 ORCID: 0000-0002-9450-7800, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2 PhD in Pedagogy, Associate professor, 3 ORCID: 0000-0001-5748-8359, PhD in Pedagogy, Associate professor, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University

TIME OF COMPLEX CHOICE REACTION AS DIAGNOSTICS OF STUDENT’S FATIGUE

Abstract

Fatigue is a complex and diverse phenomenon, often it has an indirect affect. Fatigue is accompanied by a change in the whole complex of subjective, physiological and psychophysiological indicators. The time reaction indicators are often used in fatigue studies. Knowing the changes taking place in the body under the influence of mental, emotional and physical loads, which affect physical and mental performance, is very important for monitoring the students’ fatigue, which in turn will allow them to take measures to prevent developing of fatigue. The paper deals with the concept of Fatigue and methods of monitoring the degree of student fatigue.

Keywords: fatigue, control over the degree of fatigue, motor reaction, measurement of reaction time, computer program.

Утомление — сложное и многообразное явление. Часто оно оказывает влияние не прямо, а косвенно. Например, работа, которая раньше выполнялись легко, без всякого напряжения, теперь требует дополнительного усилия, напряжения, особого внимания. Результативность выполнения работы в этом случае может и не снизиться, но появление усилия, напряжения уже являются симптомами утомления.

Утомление сопровождается изменением целого комплекса субъективных, физиологических и психофизиологических показателей [2, C.19]. Поэтому проблемой утомления занимаются ученые в различных областях науки от психологии и физиологии до социологии.

Различают четыре основных вида утомления:

Исследователи определили ряд показателей, сигнализирующих о приближении утомления:

1) увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;

2) неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;

3) расстройство старых автоматических навыков.

При исследовании утомления достаточно часто используются показатели времени реакции. Во многих исследованиях доказано, что после длительных нагрузок наблюдается значимое увеличение простой зрительно-моторной реакции, которое в свою очередь сопровождается снижением точности выполнения задания[3, C. 128].

Ряд исследователей, при изучении утомления, учитывают влияния различных биоритмов (суточных, недельных, месячных) на состояние работоспособности человека. Так, в течении недели, минимальная работоспособность наблюдается в понедельник — первый день после отдыха. Во вторник она возрастает и достигает максимального значения к четвергу и пятнице. К субботе она снижается, достигая минимальных значений к понедельнику. Полагают, что такая динамика работоспособности является результатом недельного биоритма выброса глюкокортикоидов из надпочечников [6, C. 25].

Цель исследования заключалась в определении возможности использования времени сложной двигательной реакции выбора (ВСДРВ) для диагностирования утомления у студентов.

Методика исследования. Время реакции на световой сигнал регистрировалось с помощью программы «Реакциомер-6» [1, С.120]. На монитор компьютера в случайном месте, с асинхронной задержкой времени от 1 до 3 сек, выводится зрительный объект в виде цветного круга. Мы использовали методики с выводом одного цвета (простая двигательная реакция ВПДР) и трех цветов (сложная двигательная реакция выбора). В зависимости от цвета круга на клавиатуре нажимаются определенные клавиши. В первом и во втором тестах дается по 8 попыток. Учитывается средний результат и количество совершенных при тестировании ошибок (преждевременное нажатие на клавишу или выбор клавиши не соответствующей цвету круга)

Время реакции в значительной степени зависит от сложности решаемой испытуемым задачи. При измерении времени реакции сложного выбора проявляется закон Хика (В.Е. Хик, 1952) – экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Эту зависимость выражают логарифмической функцией: ВР = a * log (n + 1), Где ВР – среднее значение времени реакции, усредненное по всем альтернативным сигналам; n – число равновероятных альтернативных сигналов; a – коэффициент пропорциональности [2, C. 57].

Для отслеживания физического утомления мы использовали шестимоментную пробу [5]. Оценка уровня работоспособности производится путём суммирования шести результатов измерения пульса до и после нагрузки. При этом, для нас значение имел не сам абсолютный суммарный показатель, а его изменения у одного и того же человека. Снижающиеся во времени показатели могут означать начавшиеся переутомление.

Для дополнительного контроля за утомлением студентов была использована методика А.Б. Леонова и И.В. Шишкина «Степень хронического утомления» (модификация – 2003)[4, С.405]. Опросник «Степень хронического утомления» – стандартизованная методика опросного типа, направленная на выявление степеней хронического утомления. Методика включает 36 утверждений, соответствующих наиболее типичной симптоматике хронического утомления, затрагивающей как ощущения физиологического и психофизиологического дискомфорта, так и нарушения в протекании различных психических процессов. Для ответов обследуемых используется редуцированная оценочная шкала: «Да» (переживание отчетливо выражено, 2 балла); «Да-Нет» (переживание выражено неоднозначно, 1 балл); «Нет» (переживание полностью отсутствует, 0 баллов). Качественное описание синдрома хронического утомления мы характеризовали по степени выраженности его основных компонентов, которая определяется по удельному весу разных групп симптомов в общем индексе хронического утоления:

  • симптомы физиологического дискомфорта;
  • снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт;
  • нарушения в эмоционально-аффективной сфере;
  • снижение мотивации и изменения в сфере социального общения [4, С.245].
Читайте также:  Бараш Нина Юрьевна — маммолог, онколог (Санкт-Петербург)

Основным показателем выполнения методики являлся индекс хронического утомления (ИХРУ).

Кроме стандартизованных диагностических тестов был использован такой метод сбора информации как индивидуальные беседы. Этот метод дает возможность студенту в более свободной форме отрефлексировать те изменения, которые происходят в его самочувствии, общем жизненном тонусе и привычном поведении.

Все полученные данные тестирований были подвергнуты статистической обработке с использованием статистического пакета для социальных наук SPSS с привлечением следующих критериев:

  • проверка нормальности распределения проведена по критерию Колмогорова-Смирнова;
  • для проверки гипотезы о разности двух средних значений применялся парный двухвыборочный t-тест Стьюдента.

В эксперименте участвовало 48 студентов от 17 до 20 лет. Измерения реакции и шестимоментная проба производились в начале занятий по физической культуре в последнюю неделю сентября и декабря (вторник и пятница). Всего произведено 192 измерения. Опрос по методике «Степень хронического утомления» проводился один раз в конце декабря.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты шестимоментной пробы. В конце декабря только у 6 студентов зафиксировано значимое, на уровне p 0,7).

Статистический анализ данных выявил значимое увеличение ВСДРВ в конце недели в сентябре и декабре. В тоже время значимого различия между ВПДР не отмечено (см. табл.1). Показательно, что в декабре ухудшение ВСДРВ в пятницу по сравнению со вторником наблюдалось у 62% студентов, а в сентябре у 38%. В декабре, наряду с увеличением ВСДРВ резко возросло количество ошибок (до 17) (см. табл.1).

Таблица 1 – Результаты исследования ВПДР и ВСДРВ у студентов (М ± m), n=48

Сложные двигательные реакции.

Различают реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Реакция на движущийся объект — реагирование на нестандартно перемещаемый объект (например, мяч, оружие, движение руки или ноги противника в рукопашном единоборстве и т.д.).

Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении составляет 0,18—1,00 с.

Примерные упражнения для тренировки быстроты реакции на движущийся объект

  • 1. Неточные передачи мяча в парах.
  • 2. Передача мяча в гимнастическую стенку с расстояния 3—4 м и ловля его после отскока.
  • 3. Эстафетный бег (например, восемь этапов по 50 м) с передачей палочки партнеру по команде.
  • 4. Ловля неожиданно появляющегося мяча.
  • 5. В парах: ловля и передача двух-трех мячей одновременно.
  • 6. Подвижные игры скоростной направленности (например, «Салки», «Подвижная цель», «Охотники и утки» и др.)
  • 7. Спортивные игры: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол и др.
  • 8. Различные виды единоборств (защитные действия против ударов руками и ногами, учебно-тренировочные схватки).

В процессе совершенствования реакции на движущийся объект рекомендуется постепенно усложнять упражнения за счет увеличения скорости перемещения и внезапности появления объекта, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах и т.п.

Реакция выбора — способность в ходе реагирования срочно выбрать из нескольких возможных ответных действий одно, адекватное возникшей ситуации. Большое значение она имеет в рукопашном единоборстве и играх.

Совершенствование реакции выбора осуществляется по двум направлениям.

  • 1. Формирование у занимающегося умения предугадывать наиболее вероятные действия соперника по его позе, подготовительным движениям, обшей манере поведения, взгляду и т.п. Для этого занимающегося приучают реагировать вначале на явно утрированные действия соперника, постепенно приближая их к естественным.
  • 2. Постепенное увеличение числа возможных ситуаций. Например, вначале совершенствуется ответ на одно, заранее известное действие соперника, затем — на два движения соперника, производимые в разной последовательности, потом — на три и т.д. Занимающийся обязан во всех случаях реагировать наиболее целесообразными ответами.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать скорость действий соперника, чтобы находить не только оптимальный выбор своих ответных действий, но и развивать быстроту их выполнения, доводя ее до максимально возможной.

Быстрота одиночного двигательного действия проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Например, скорость движения руки при ударе в боксе, уколе в фехтовании и др.

Быстрота одиночного движения зависит от целого комплекса факторов: динамической силы, гибкости, техники выполнения упражнений, умения расслабляться по ходу движения, волевых усилий. Поэтому в процессе занятий необходимо постоянно совершенствовать каждый из указанных факторов.

Для развития быстроты выполнения одиночных двигательных действий используют эффект «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Быстрота движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с отягощением на плечах перед прыжком через вертикальное препятствие, метание утяжеленного спортивного снаряда перед метанием спортивного снаряда обычного веса и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

Примерные упражнения, развивающие быстроту выполнения одиночных двигательных действий.

  • 1. Пирамиду из двух баскетбольных мячей удерживать двумя руками — одной сверху, другой снизу. Быстро поменять руки местами, стараясь не разрушить пирамиду.
  • 2. Стойка ноги врозь, удерживая баскетбольный (волейбольный) мяч двумя руками между ногами, правой — спереди, левой — сзади. Быстро поменять положение рук, не давая мячу упасть на пол.
  • 3. Выпад левой (правой) ногой вперед, удерживая мяч двумя руками между ногами. Отпустить мяч, хлопнуть в ладони перед собой и поймать мяч, не дав ему упасть на пол.
  • 4. Теннисный мяч в правой руке. Подбросить мяч вверх, выполнить хлопок в ладони за спиной и поймать мяч. То же левой рукой.
  • 5. Метание теннисного мяча в пол на максимальную высоту отскока.
  • 6. Метание теннисного мяча в стену и пол на максимальную дальность отскока.
  • 7. То же упражнение, но предварительно выполнив несколько бросков набивного мяча (3 кг) на дальность двумя руками из-за головы (в парах).
Читайте также:  Профилактика спаечного процесса при операциях на сухожилиях кисти руки

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций

Билет № 1

ВОПРОС

Основные формы ( виды и разновидности) физической культуры в современном обществе.

Отличительные особенности базовой, профессионально- прикладной, оздоровительно – рекреативной и реабелитационной физической культуры, спорта как компонента физической культуры.

Ответ:

Форма ФК – это способ существования какого-либо вида физической культуры, имеющий определенное функциональное назначение. Каждая форма реализует разные функции или совокупность функций ФК.

Функция ФК – это свойство ФК воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественных отношений.

Функции ФК реализуются только через активную деятельность человека.

Функции ФК – общекультурная, экономическая, познавательная. информационная, коммуникативная, досуга, нормативная.

Спецфические функции ФК– физического воспитания, оздоровительно– рекреативная, соревновательно – достиженческая.

Основные формы: базовая, профессионально — прикладная, оздоровительно – рекреативная и реабелитационая физическая культура, спорт как компонента физической культуры.

Отличительные особенности:

БАЗОВАЯ :

Здесь реализовывается основная функция – это физическое воспитание.

-базово-пролонгирующая ФК ( спорт. секции) Общая физическая подготовка детей , студентов в общедоступном спорте, разносторонняя направленность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНАЯ :

Здесь главным образом проявляется экономическая функция, связанная с поддержанием всего рабочего времени оптимальной работоспособности.

Обеспечение физической подготовкой в выбранной профессиональной деятельности.Применение таких средств и методов, а также нагрузок, которые способствуют производительности труда за счет снижения темпов утомления. На производстве это зарядка, физкультурная пауза. У пожарных, водолазов – очень серьезная тренировка, т.е. средства и методы выбраны с учетом выполняемой работы.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – РЕКРЕАТИВНАЯ:

Ведущая функция – оздоровительно – рекреативная.

— Лечебная ФК– направлена на восстановление функций организма, нарушенных в результате заболевания, травмы.

— Адаптивная ФК – направлена на социализацию людей с ограниченными возможностями с использованием соответствующих средств и методов

— Утренняя гимнастика – предназначена для оптимизации физического состояния организма

— Оздоровительно – рекреативная ФК – представлена большим разнообразием форм занятий ( туризм, игры, фитнес, плавание и купание, велосипед, лыжи и т.д.) Обеспечивает активный отдых с элементами развлечения и удовольствия.

СПОРТ :

-Спорт высших достижений – большие тренировочные нагрузки, рекорды.

— массовый спорт– Результаты на уровне массовых разрядов, умеренные нагрузки, занятия в свободное от основной деятельности время.

В полной мере в спорте реализуются общекультурные функции : познавательная, духовного воспитания, экономическая и досуговая. В разных вспортивных направлениях эти функции проявляются по–разному.

В массовом спорте заметнее реализуются одни, а в спорте высших достижений другие функции.

ВОПРОС

Скоростные способности, факторы, лежащие в их основе.

Особенности средств и методики воспитания скоростных способностей. Соотношение вклада генетических особенностей индивидуума и специальной тренировки указанного качества.

ОТВЕТ:

Скоростные способности –это возможность выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время.

3 элементарные формы их проявления:

— скорость двигательной реакции (простой и сложной)

— скорость одиночного двигательного действия

— частота движений (темп)

Эти три составляющие быстроты , объединенные конкретной двигательной задачей, составляют скорость передвижения по дистанции ( спринт, плавание, гребля).

Сложные реакции:

— на движущийся объект

— связанная с выбором действий

Факторы, влияющие на проявление скоростных способностей:

— динамическая сила и достаточная гибкость. Они определяют скорость передвижения.

— способность мышц к расслаблению (межмышечная координация)

— волевые качества человека. В спринте важна «мобилизационная установка»

— качество техники выполнения физического упражнения.

Применение упражнений на скорость только при приобретении навыка, иначе человек будет отвлекать внимание на правильное выполнение.

Задачи воспитания скоростных способностей:

1 . улучшение двигательной реакции простой и сложной.

2. совершенствование быстроты выполнения одиночных двигательных действий.

3. совершенствование частоты движений и тем самым скорости прохождения дистанции.

Средства:

1. Целевые ( соревновательные) упражнения.

2. Специально – подготовительные упражнения.

3. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения должны быть хорошо освоенными, кратковременные( т. к. при утомлении снижается темп) и всегда выполнялись с предельно возможной скоростью.

Методика воспитания быстроты двигательной реакции:

Воспитание быстроты простой двигательной реакции

В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с,

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Читайте также:  Аллерголог-Иммунолог Клиника Левита

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно уве личивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Методика воспитания скорости передвижения по дистанции:

Основной метод – ПОВТОРНЫЙ.

1. Время выполнения упражнения такое, чтобы скорость в конце упражнения не снижалась. (8-10 сек.)

2. Число повторений Упражнение должно выполняться с максимальным темпом (непредельные скорости не способствуют воспитанию быстроты)

3. Продолжительность лимитируется началом снижения скорости, вызванного утомлением. Дальнейшая работа будет неэффективна.

4. Интервалы между упражнениями должны быть полными, т.е. человек должен выполнять следующую попытку без снижения скорости. Отдых между упражнениями активный, чтобы возбудимость нервной системы была оптимальной.

5. В структуре одного занятия упражнения на скорость выполняются в начале основной части занятия.

6. Во избежании травм обязательная разминка перед тренировкой.

ПОВТОРНО – ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ МЕТОД:

Каждое очередное повторение несколько увеличивается. Напремер бегун выполняет повторные нагрузки поосхеме: 30+40+50м.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД:Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований, требует волевых усилий, ффективен при выполнении с группой. Широе применение а спринте на улучшение собственного результата.

ИГРОВОЙ МЕТОД:

Участник стремиться превзойти соперника, тренируется нервная система.

Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.

СООТНОШЕНИЕ ВКЛАДА ГЕНЕТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУМА И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ УКАЗАННОГО КАЧЕСТВА:

Научные исследования свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа, например, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Скоростные способности человека очень специфичны. Например, можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот, а тренировка в быстроте реакции практически не сказывается на частоте движений.

Скоростные способности являются самым труднотренируемым качеством человека. Это обусловлено тем, что их физиологической основой являются малоподдающееся совершенствованию врожденное свойство нервной системы – подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения). Также большую роль играют сократительные свойства мышц, зависящие от соотношения быстрых и медленных волокон. Так у спринтеров доля быстрых мышечных волокон больше, чем у стайеров.

БИЛЕТ № 2

1 Вопрос:

Специальные принципы построения спортивной тренировки ( общая характаристика)

Ссылка на основную публикацию
Сладковатый запах изо рта у взрослого симптомы, причины возникновения, лечение и профилактика
Запах изо рта у ребенка – причины и лечение Неприятный запах изо рта или галитоз может встречаться не только у...
Сколько хлороформ усыпляет человека и каковы симптомы передозировки
Как быстро действует хлороформ? Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни! Хлороформ – органическое соединение, применявшееся...
Скополамин Инструкция Цена Описание препарата
Справочник ветеринарных препаратов, химиотерапевтические препараты СКОПОЛАМИНА ГИДРОБРОМИД СКОПОЛАМИНА ГИДРОБРОМИД СКОПОЛАМИНА ГИДРОБРОМИД . Scopolamini hydrobromidum. Синонимы: гиосцина гидробромид, бромистоводородный скополамин. Наряду...
Следы от вросших волос на ногах
Уход за кожей тела в домашних условиях - отзыв Как я борюсь с вросшими волосами. Чем я вылечила синячки после...
Adblock detector