Основные психологические характеристики кризисов возрастного развития; Студопедия

Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека.

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств. Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию. Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды. Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет. Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам. Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим. Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании. Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни. Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных. Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Читайте также:  Как правильно сделать очистительную клизму ребенку Вечные вопросы Вопрос-Ответ Аргументы и Факты

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других. Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености. Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием. Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом. Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет. Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Кризис среднего возраста. Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений. Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно. В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием. Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей. Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

Консультант — дианалитик, педагог — психолог Быкова Светлана Викторовна.

Уважаемый клиент, Вам доступны индивидуальные, брачные и семейные консультации. Своевременное обращение к специалисту, сможет обеспечить Вам наиболее быстрое решение возникших вопросов.

Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия.

Желаю Вам успешного и своевременного решения вопросов, возникших в диалоге с собой и близкими Вам людьми!

Благодарю Вас за Вашу оценку полезности данной статьи, в форме нажатия клавиши «спасибо», расположенной чуть ниже.

Понятие кризиса в психологии. Возрастные кризисы, их периодизация и характеристика

Возрастные кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского — возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.

Особенности: 1)Границы, отличающие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчётливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наступает в середине кризиса. В это время он достигает апогея. 2) Трудновоспитуемость детей в критические периоды в своё время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. 3) Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов совершается скорее разрушительная, чем созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития – новообразования. 4) Новообразования критических периодов носят переходный характер. т.е. они не сохраняются в том виде, в котором возникают.

Кризисы возрастного развития.

I. Кризис новорождённости. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели). Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».

Читайте также:  В Испании украли первый в мире путеводитель - все о туризме и отдыхе в Беларуси

II. Кризис 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Выготстким автономной.

III. Кризис 3 лет – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б. Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности. Л.С Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. 1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. 2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. 3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию. Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам. 4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. 5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. 6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. 7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что было привычно, интересно и дорого раньше.

IV. Кризис 7 лет. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

V. Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Из-за физиологических изменений, гормональных скачков эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение. Формируется новый образ физического «Я». Появляется взрослая логика мышления (формальная логика), интеллектуализация всех остальных психических функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого).

Основные изменения в личностном плане. — Личностная нестабильность. Противоположные черты стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка. — Эмоциональная лабильность (смена настроений). — Падает уровень самооценки (личностная рефлексия самоанализ), самооценка зависит от мнения окружающих (колебание самооценки). — Поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников. — Делинквентное поведение (неправомерное). — Нет мировоззрения. — Подростковое увлечения — Развитие самосознания. Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком(но оно не обоснованно).

VI. Кризис 17 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность человека. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры, перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Стадия ранней зрелости, или молодость (20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря. В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под кризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй под кризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего под кризиса у человека исчезает само озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Читайте также:  Болит копчик когда сидишь и встаешь что делать если больно когда долго сидишь на попе, причины у жен

Понятие и виды кризиса в психологии

Психология выделяет несколько этапов взросления человека. Каждый из них имеет характерные отличия. Переходы между отдельными этапами проходят не бесследно. Возрастные кризисы в психологии — промежуточные периоды, когда человек переходит от одного возраста к другому. Они характеризуются серьезными психологическими изменениями, депрессиями, стрессами.

Понятие и суть

Возрастной кризис — особый этап развития личности, который при неблагоприятном развитии может стать негативным переломом в жизни. Впервые этот термин ввел Выготский. Для каждого возраста в психологии есть ряд норм, на которые обращают внимание специалисты при обследовании отдельных людей. При наличии отклонений от норм разрабатывается методика их исправления.

Считается, что возрастные кризисы необходимы для изменения психики человека, но многие психологи с этим не согласны. Мнение ученых по этому поводу разделилось на 2 типа:

  1. Эриксон, Выготский, Фрейд считали, что возрастные кризисы — неотъемлемый этап развития человека.
  2. Запорожец, Рубинштейн предполагали, что возрастные кризисы возникают индивидуально у каждого человека.

Основные виды

Таблица возрастных кризисов в психологии:

Название Период Описание
Новорожденности С 0 до 12 месяцев Обусловлен резкими изменениями в жизни малыша. Меняется окружающая обстановка, питание. Кризис помогает ребенку привыкнуть к новым жизненным условиям.
1 года В 1 год Возникает на фоне увеличения потребностей ребенка, роста его возможностей. Главное достижение переходного периода — развитие речи.
3 лет В 3 года Сложный период в жизни ребенка. Малыш начинает осознавать личное Я, отделяется от взрослых, старается установить с ними серьезные отношения.
7 лет Может начаться не только в 7, но и в 6, 8 лет Ребенок открывает новую социальную позицию — он становится школьником. Происходит переоценка ценностей, меняются взгляды, появляется множество новых знакомств.
Пубертатный С 11 до 16 лет Обуславливается половым созреванием. Активируется выработка различных гормонов, происходит активное физиологическое и физическое развитие. Эмоциональный фон становится нестабильным. Чаще пубертатный кризис затягивается на долгие месяцы, может привести к развитию психологических нарушений.
Юности С 16 до 18 лет После окончания школы подросток переходит к взрослой жизни. Некоторых пугает взросление, они ищут любые способы продолжения обучения. Малая часть бывших учеников отправляется на работу, чтобы опробовать что-то новое.
Молодости С 20 до 30 лет Обуславливается становлением человека в обществе. Он находит работу, меняет жилье, начинает любовные отношения.
Зрелости С 33 до 35 лет Происходит анализ собственных достижений, успехов за прошедшие этапы жизни. Характер кризиса зависит от того, чего добился человек за сознательную жизнь.
Среднего возраста С 45 до 55 лет В этом возрасте у человека кончается запас сил, ослабевает здоровье, возрастает разрыв с детьми. Этот период часто сопровождается затяжными депрессиями.
Поздней зрелости С 55 до 65 лет Состояние стабилизируется, человек начинает больше думать о духовном, не обращает внимание на физическое положение. Постепенно субъект прекращает работать, занимается анализом прошедших лет.
Ранней старости С 66 до 67 лет На этом жизненном этапе возникает кризис связанный с переживаниями за прожитую жизнь. Если он смог добиться больших высот, кризисная ситуация не доставит много негативных переживаний.

Последний вид — кризис старости. Человек смиряется с приближающейся смертью, не обращает внимания на здоровье.

Структура и фазы

Изучая психологию личностей, Выготский выделил 3 фазы возрастных кризисов:

  1. Предкритическая фаза. Человека беспокоят сомнения, связанные с непризнанием изменения окружающих условий. Индивид представляет себе приятное возможное будущее, но не знает, как его добиться.
  2. Критический этап. Противоречие между реальностью и ее сознательным принятием достигает максимального пика. Человек старается приблизиться к увиденным идеалам, но чаще его внутренних ресурсов не хватает чтобы достичь необходимой цели.
  3. Посткритическая фаза. Противоречия ослабляются, субъект начинает строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Возможные последствия

Возрастные кризисы могут привести к развитию депрессий, стресса. Из-за этого ухудшается психологическое, физическое состояние человека. Нарушается гормональный фон, ухудшается аппетит, сон. Если не принять никаких мер по улучшению состояния, личность может замкнуться в себе, потерять интерес к жизни.

Особенности преодоления

Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
  2. Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
  3. Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
  4. Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
  5. Отказаться от вредных привычек.
  6. Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
  7. Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
  8. Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
  9. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.

Когда требуется помощь психолога?

Обратиться за помощью к психологу нужно, если общее психологическое состояние не улучшается длительное время. Психолог должен провести ряд тестов, чтобы определить, почему индивид не может справиться с кризисной ситуацией. После выполнения диагностики, подбирается курс для восстановления общего состояния.

Психология выделяет несколько этапов взросления индивида. Каждый из них имеет характерные особенности. Между отдельными возрастными этапами есть промежутки, которые отличаются нестабильностью. Их называют возрастными кризисами. Каждый из них обуславливается изменением психики, восприятием окружающего мира. Если кризис не проходит самостоятельно, вызывает развитие депрессий и стрессов, нужно обратиться за помощью к опытному психологу.

Ссылка на основную публикацию
Основные инфекционные заболевания и их характеристика; Студопедия
Основные инфекционные заболевания и их характеристика Процесс возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей называется эпидемическим процессом. Он представляет собой...
Организация противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Противоэпидемические мероприятия в зоне действия и близлежащих районах должны быть направлены на нейтрализацию источников...
Организация системы качественной клинической практики применения антибиотиков в многопрофильном стац
Группы антибиотиков, формы приема: таблетки, инъекции, лечение антибиотиками в скорой помощи Для борьбы с микробными инфекциями и некоторыми видами возбудителей...
Основные препараты для профилактики глистов у взрослых
Лекарства от паразитов Заказать лекарства от паразитов Интернет-каталог 36.6 содержит в себе множество лекарственных средств, направленных на борьбу с паразитами....
Adblock detector