Мышление понятие, какие бывают виды и типы мышления в психологии, какие функции и процессы оно выпол

Мышление

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

Что такое мышление

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

  • Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение — это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» — «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? — Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».
Читайте также:  Груша для ребенка до года

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, — это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» — такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» — предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Типы мышления в психологии и их характеристика

Наука психология находит мышление процессом познавательной деятельности индивида, для которого характерно обобщённое и опосредованное отражение реальности. Для данного процесса характерны определённые свойства, также существуют разные типы мышления. Подробнее о последних мы и будем говорить в этой статье.

Свойства мышления

Свойства человеческого мышления позволяют нам воспринимать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств можно назвать такие:

  1. Направленность – является главной характеристикой мышления. Её наличие призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт ответ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут быть произвольными).
  2. Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Ведь абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (показатель позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что гораздо лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).
  3. Мыслительная деятельность направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит анализировать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные действия, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в грядущее, индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.
  4. Мыслительная активность в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает друг с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.
  5. Нельзя назвать мышление объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит это за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют творчески мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.
  6. Мышление имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, но её присутствие обязательно.
  7. Встречается развитое и не развитое мышление. Второй вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, не стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основной же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Благодаря свойствам мышления психологи рассматривают мыслительные процессы с различных точек зрения. Это со своей стороны даёт возможность глубже изучить постоянно происходящие с нами явления.

Читайте также:  ЛактоБаланс® (Lactobalance®) инструкция, показания, состав, отзывы, цена

Типы мышления человека

Теперь перейдём к характеристике типов человеческого мышления. Каким оно бывает?

Наглядно-действенное

Для данного типа мыслительной деятельности типично, что индивид решает разные жизненные задачи, выполняя реальное, физическое изменение происходящего, опробует различные свойства объектов.

В детские годы наглядно-действенная умственная деятельность отвечает за появление мышления и его совершенствование. У повзрослевших личностей данная разновидность часто дополняется наглядно-образной и словесно-логической мыслительной активностью.

Наглядно-образное

Подразумевает собой визуализацию происходящего и внесение в него изменений. Наглядно-образная активность позволяет в полной мере создавать разнообразные фактические свойства предметов. При этом в образе в одно и то же время фиксируется разноплановое видение картины.

Главная отличительная черта такого мышления – устанавливаются непривычные, «невероятные» комбинации предметов и их особенности. За счёт чего почти не различимо от воображения.

Словесно-логическое

Его сопровождают разные термины с логическими конструкциями. Словесно-логическая мыслительная деятельность существует на базе языковых средств и выступает наиболее поздней стадией исторического и онтогенетического совершенствования мышления. Согласно структуре данный тип мыслительной деятельности создаёт и обеспечивает функционирование разнообразных видов обобщений.

Теоретическое

Подразумевается, что выделяется и анализируется первоначальное противоречие происшествия, которое анализируется либо разбираемой проблемы. Благодаря поиску средств устранения противоречий создаётся методика действий. Последняя со своей стороны способствует решению целых классов заданий.

Наличие теоретического мышления подразумевает анализ внутренних особенностей явлений, которые изучаются. Оно допускает мысленное изменение исследуемого объекта, что ещё точнее раскрывает его глубинные характеристики и отношения.

При этом прослеживается различие между теоретическим и эмпирическим мышлением. Второе основывается обобщением чувственно воспринимаемых наглядно данных характеристик и отношений. Люди, имеющие теоретическое мышление, как правило, становятся учёными.

Практическое

Выступает ещё одним из типов мышления, представляет собой аналог теоретического мышления. В этом случае устанавливаются конкретные цели, строятся планы, проекты. Нередко деятельность осуществляется на фоне временного дефицита, что делает практическую умственную деятельность сложнее теоретической.

Творческое

Люди, которые мыслят творчески, способны создать совершенно новый продукт либо вносят серьёзные новаторства в саму познавательную деятельность. Связано с мотивацией, целями, оценками, смыслами.

Творческая деятельность – это не то же самое, что процессы использования готовых знаний, умений (репродуктивное мышление).

Пралогическое

Выступает ранней стадией развития мышления, на которой его главные логические законы ещё не полностью сформированы. При этом причинно-следственные связи уже созданы, но их суть предлагается в мистифицированной форме.

Всё происходящее анализируется по наличию причины и следствия. Данный тип мыслительной деятельности объясняет сопричастность событий, которые объединены во времени и пространстве. Представители данного мышления могут объяснить практически всё, что творится в окружающей их реальности.

Характерная особенность пралогического мышления – тесная связь с природным миром, больше всего – с животными. При подобном мышлении индивид воспринимает природные и социальные ситуации в виде процессов, которым сопутствуют и противодействуют различные незримые силы.

Пралогическая мыслительная деятельность порождает собой магию – то есть, стремление воздействовать на окружающую реальность, руководствуясь связью между всеми явлениями (такое особенно имело место в первоначальном обществе).

Другие виды мышления

Мы ознакомились с основными типами мыслительной деятельности. Но ряд учёных использует три признака (время течения процессов, структурность и уровень их течения) выделяя ещё интуитивную и аналитическую мыслительную деятельность. Рассмотрим и другие виды.

  • Аналитическое – отличается развёрнутостью во временных рамках, обладает чётко установленными этапами, которые индивид прекрасно осознаёт.
  • Интуитивное, напротив, является свёрнутым во времени, не разделяется на этапы. Реализуется в сознании.
  • Реалистичное – имеет направленность на внешнюю жизнь, на него влияют законы логики.
  • Аутистическое – в таком случае реализуются исключительно свои личные желания и намерения индивида.
  • Эгоцентричное – им обладает основная масса дошкольников. Проявляется в виде неумения ставить себя на чужое место.
  1. И. Калмыкова рассматривает ещё две разновидности мышления: продуктивную (творческую) и репродуктивную мыслительную активность. Она полагает, что мышление всегда является продуктивным, так как оно нацелено на то, чтобы получать новые знания. При этом оно выступает сочетанием продуктивных и репродуктивных компонентов.
  • Репродуктивное – считается таким типом умственной деятельности, при котором задачи решаются теми методами, которыми человек уже владеет. А новые задачи анализируются по уже известным методикам решения проблем. Также репродуктивная деятельность нуждается в определённом уровне самостоятельности индивида.
  • Продуктивное (творческое) – позволяет полностью проявиться умственным человеческим способностям, выразиться его творческим умениям. При этом творческий потенциал проявляется весьма быстрым постижением информации, использованием ею в новых условиях, самостоятельном управлении ею.
Читайте также:  Берлиприл инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги таблеток Берлиприл 5, 10, 20

Большое количество отечественных и зарубежных психологов (например, Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд и другие) делают вывод, что продуктивное мышление – это комбинация психических особенностей, отвечающих за продуктивные изменения в деятельности индивида.

Данная разновидность мыслительной деятельности отличается 4 типичными особенностями:

  • оригинальностью устранения проблем;
  • семантической гибкостью (нужна для того, чтобы человек мог смотреть на происходящее с нового угла зрения);
  • образной адаптивной гибкостью (позволяет изменять ситуацию, развивая потребность в познаниях);
  • семантически спонтанной гибкостью (проявляется как продуцирование разных идей касаемо неопределённых ситуаций).

Если вы хотите получить ещё больше информации по теме – просмотрите следующее видео:

Виды мыслительной деятельности

Вопрос: Что такое мышление?

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Вопрос: Какие виды мышления есть?

  • Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
  • Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)
  • Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Классификация по результатам мышления

  • Творческое мышление
  • Репродуктивное мышление

Классификация по уровню психических процессов

  • Аналитическое мышление
  • Интуитивное мышление

Другие виды:

  • Алгоритмическое мышление
  • Альтернативное мышление — многомерное (многовариантное) мышление, способность иметь параллельно несколько «собственных» мнений, точек зрения, среди которых может быть более предпочтительная, а могут и быть все равноправны. Умение выбирать наиболее верное в данном случае решение из всех возможных.
  • Ассоциативное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Критическое мышление
  • Наглядно-образное мышление
  • Нестандартное мышление — способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.
  • Образное мышление
  • Позитивное мышление
  • Стратегическое мышление

Вопрос: формы мышления?

Понятие, суждение, умозаключение (вывод)

Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса, могут выражаться законы природы и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать строгого логического вывода. Строгий логический вывод может быть получен только методом дедукции. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) и «Золото — драгоценный металл» (малая посылка), — взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод — «Следовательно, золото не ржавеет». Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.

Ссылка на основную публикацию
Мышечные ткани, подготовка к ЕГЭ по биологии
Мышечные ткани Мышечные ткани составляют активную часть опорно-двигательного аппарата (пассивной частью являются кости.) Важнейшие функции мышечной ткани: сократимость и возбудимость....
МРТ при боли в спине �� МРТ какого отдела позвоночника делать при болях в спине
МРТ позвоночника: особенности процедуры, показания к применению и стоимость исследования При заболеваниях опорно-двигательного аппарата для постановки точного диагноза и назначения...
МСКТ в Москве сделать мультиспиральную томографию органов по выгодной цене в диагностическом центре
Что лучше КТ или МРТ головного мозга: чем они отличаются – МЕДСИ Оглавление В каких случаях назначают КТ, а в...
Мышление понятие, какие бывают виды и типы мышления в психологии, какие функции и процессы оно выпол
Мышление Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от...
Adblock detector