Формирование нравственной культуры личности как путь преодоления морально-правового конформизма — Ан

Конформизм

Конформизм (социальный конформизм, конформность) – это изменение человеком норм, установок, восприятий, мнения и поведения в соответствии с теми, которые приняты или господствуют в данной группе или обществе. В свою очередь, нормы – это неявные конкретные правила, разделяемые группой лиц, которые определяют их взаимодействие с другими.

Тенденция к конформизму происходит как в небольших группах, так и в обществе в целом и может быть результатом как бессознательного влияния, так и откровенного группового давления. Но, что любопытно, человек может склоняться к конформизму, даже если он находится наедине с собой. Например, люди следуют социальным нормам, когда смотрят телевизор.

Несмотря на то, что зачастую конформизм рассматривается как негативное явление, он несет и положительные моменты. К примеру, позволяет «считывать» соответствующее поведение в обществе и налаживать эффективное взаимодействие. Он также влияет на формирование и поддержание социальных норм и помогает обществу функционировать плавно и предсказуемо посредством исключения поведения, которое рассматривается как противоречащее написанным правилам.

Разумеется, все это не значит, что вы не должны иметь своего мнения или уникального взгляда на мир. Это лишь значит, что любое общество (будь то африканское племя или офис Google) имеет свои неписанные правила, которых желательно придерживаться.

Виды конформизма

Существует несколько классификаций конформизма.

Конформизм может быть рациональным и иррациональным:

  • Рациональный предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными рассуждениями и суждениями.
  • Иррациональный конформизм (стадное поведение) – это такое поведение, которое человек проявляет, находясь под воздействием инстинктивных, интуитивных и бессознательных процессов в результате влияния чужого поведения.

Традиционным же считается разделение на внутренний и внешний конформизм:

  • Внутренний связан с реальным пересмотром человеком своих взглядов и позиций, что очень похоже на самоцензуру.
  • Внешний означает принятие норм и поведения, существующих в обществе, но при этом внутреннего принятия мнения не происходит. Однако именно этот конформизм и считается каноническим, так как это внешнее изменение.

Гарвардский психолог Герберт Кельман определил три основных типа конформизма:

  • Подчинение – это общественный конформизм, хотя при этом человек может иметь собственные убеждения. К такому поведению он склоняется из-за страха быть отвергнутым или желания утвердиться в обществе.
  • Идентификация – это стремление быть похожим на кого-то важного или популярного, например, знаменитость или любимого дядю. Идентификация – это более глубокий тип конформизма, чем подчинение, потому что происходит на внешнем и внутреннем уровне.
  • Интернализация возникает, когда человек принимает убеждения или поведение, причем демонстрирует его публично и конфиденциально, если «источник» (ролевая модель) заслуживает доверия. Это самый сильный тип конформизма.

Примеры конформизма

Человек, не живущий в пещере, на протяжении рабочего дня сталкивается с проявлением конформизма постоянно: в офисе, по дороге на работу, в супермаркете, семье. Поэтому наивно полагать, что именно вы не поддаетесь данной модели поведения. Речь, скорее, идет о том, чтобы, принимая правила и нормы, оставаться цельной и гармоничной личностью.

Вот типичные примеры конформизма.

  • Подросток одевается в определенном стиле, потому что хочет вписаться к остальным в свою социальную группу.
  • 20-летняя студентка выпивает на вечеринке, потому что все ее друзья делают это, и она не хочет выглядеть странно.
  • Женщина читает книгу, чтобы обсудить ее в книжном клубе. Она ей понравилась. Позже, в книжном клубе все критикуют роман, и она в итоге соглашается с их мнением (либо только внешне, либо еще и внутренне, то есть действительно начинает думать, что книга плохая).
  • Когда все в классе решают, куда поехать на майские праздники, часть класса настойчиво предлагает один вариант, а остальные соглашаются, чтобы не возник конфликт (при этом их большинство).
  • Люди прошлого договаривались, что какой-то металл стоит огромных денег: из-за его редкости, свойств, цвета и прочих характеристик.

Почему люди склоняются к конформизму?

Мортон Дейч и Гарольд Жерар в 1955 году выдвинули теорию о том, почему люди становятся конформистами: так появились нормативная и информационная гипотезы.

Информационное социальное влияние возникает, когда человек обращается к членам своей группы, чтобы получить точную информацию о реальности. Глядя на других людей, вы можете облегчить свой выбор, но, к сожалению, люди не всегда правы.

Согласно информационной гипотезе причины возникновения конформизма:

  • Обычно это происходит в том случае, если человек испытывает недостаток в знаниях и наблюдает за группой, чтобы получить руководство к действию и правильно приспособиться.
  • Этот тип соответствия обычно включает интернализацию – когда человек принимает взгляды групп и адаптирует их как для отдельного человека.
  • Когда человек находится в двусмысленной (то есть неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой (эксперимент Шерифа).

Музафер Шериф (1936) хотел узнать, сколько людей изменит свое мнение, чтобы привести его в соответствие с мнением группы. В его эксперименте участники были помещены в темную комнату и их просили взглянуть на небольшую точку света на расстоянии 15 футов. Затем их попросили оценить, на сколько футов эта точка сдвинулась. Трюк заключался в отсутствии движения, все было вызвано визуальной иллюзией, известной как автокинетический эффект. В первый день члены группы давали разные оценки, но на четвертый день она полностью совпадала у всех. Шериф предположил, что этот эксперимент является симуляцией конформизма.

Нормативное социальное влияние возникает, когда кто-то стремится быть принятым и оцененным остальной группой. Эта необходимость социального одобрения и принятия является частью наших потребностей.

Нормативное влияние состоит из трех компонентов:

  • Число людей: этот компонент имеет удивительный эффект – по мере увеличения количества каждый человек имеет все меньшее влияние.
  • Сила группы. Это то, насколько важна группа для человека. Те группы, которые мы ценим, имеют большее социальное влияние.
  • Непосредственность. Это то, насколько близко группа находится во времени и пространстве.

Согласно нормативной гипотезе основные причины этому таковы:

  • Боязнь быть отвергнутым.
  • Этот тип конформизма обычно подразумевает податливость: когда лицо публично принимает взгляды группы, но частным образом отвергает их.
  • Уступка групповому давлению по той причине, что человек хочет вписаться в группу (эксперимент Аша).

Соломон Э. Аш (1951) показал группе людей, участвующих в эксперименте, одну эталонную линию, а затем три других и попросил сказать, какая из них больше соответствует эталонной. 12 из 18 человек давали неправильный ответ, наблюдая друг за другом (хотя ответ был достаточно очевиден).

Читайте также:  АНАФИЛАКСИЯ с шоком и без; Девятый вызов The 9th Call

В результате других своих эспериментов Аш выяснил, что примерно 74% людей свойственен конформизм.

Социальные ответы и нонконформизм

После того, как человек сталкивается с групповым давлением, он может реагировать совершенно по-разному.

Когда человек оказывается в положении, когда он публично соглашается с решением группы, но в частном порядке не согласен с этим, возникает молчаливое согласие. В свою очередь, преобразование, иначе известное как частное принятие, предполагает как публичное, так и частное согласие с решением группы. В этом случае человек на самом деле меняет свое мнение.

Другой тип социального ответа, который не предполагает конформизма, называется конвергенцией. Здесь член группы изначально не согласен с мнением группы и не меняет своей точки зрения.

Такое поведение также называют нонконформистским. Нонконформизм – это стремление придерживаться и отстаивать нормы, мнения, социальные установки, восприятие и поведение, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается противоположностью конформизма, но все не так просто.

Нонконформизм может проявляться в форме:

  • Независимости (инакомыслии) – нежелании прогибаться под групповое давление. Таким образом, человек остается верным своим личным стандартам вместо того, чтобы принимать групповые. Это именно то понятие нонконформизма, которое знакомо большинству.
  • Антиконформности – принятии мнений, которые противоположны тем, что поддерживаются в группе. Такой человек мотивирован необходимостью восстать против статуса-кво, он «против, потому что против». Он не будет читать «Гарри Поттера» или идти на фильм «Аватар», потому что так делает большинство, то есть просто из принципа. Либо же делать все это, но не признаваться, чтобы не потерять своего статуса нонконформиста в глазах окружающих.

В разных ситуациях одни и те же люди склонны проявлять разные социальные ответы, начиная от молчаливого согласия, заканчивая антиконформностью. Впрочем, если люди, которые придерживаются одной манеры поведения в группах.

В нашем обществе огромное количество людей считает себя нонконформистами, занимаясь самообманом, а также считая, что конформизм – это обязательно плохо. Возможно, вы уже поняли, что даже в этом деле легко удариться в крайности и протестовать просто потому, что большинство согласно. Используйте критическое мышление и будьте готовы принимать решения на основе фактов, а не того, много или мало людей имеет ту или иную точку зрения. Желаем вам удачи!

Юридические статьи

Профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач. Она обычно выражается в равнодушии, властолюбии, подозрительности, скептицизме, правовом нигилизме, ложной корпоративности (защита «чести мундира»), схематизме мышления, карьеризме, индивидуализме и т.п.

Профессиональная деформация юриста — это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности.

Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разновидности:

— правовой инфантилизм, или пробельность правосознания,

Правовой нигилизм выражается в неуважительном отношении к праву, в неверии в его общеполезную роль в социальной жизни и отрицании ценности правового регулирования.

Разочарование в правовых идеалах, утрата веры в абсолютную ценность идеи законности и справедливости, своеобразная установка на выход из правового поля деятельности и стремление противопоставить идее права иные ценности неправового характера — таковы основные черты правового нигилизма должностного лица. Отсюда, в сознании «деформированного юриста» место идей следования профессиональному долгу, законности начинают занимать соображения о вредности и излишнем формализме правового регулирования, представления о возможности поставить на место права принуждение, целесообразность, принцип пользы и т. д. Отличительная черта подобного нигилизма в его внутренней субъективной аргументированности.

Профессиональный «юрист-нигилист» рассуждает по формуле: «Я не верю в право и его спасительные для общества возможности потому, что я знаю, что такое право, насмотрелся и разочаровался в нем». Высокомерное отношение, пренебрежение, скепсис, соединенный с жизненной усталостью и разочарованностью, определяют черты профессионального правового нигилизма. Очевидно, что в его основе лежат утраченные юридические идеалы, растраченные иллюзии, на смену которым пришел скепсис и прагматизм.

Научные исследования этой проблемы в современной России отмечают такие черты правового нигилизма, как подчеркнуто демонстративный и конфронтапионно-агрессивный характер, массовое распространение, многообразие форм проявления, слитность с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, разрушительный характер.

Правовой инфантилизм — пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций; юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности.

Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике.

Негативно-правовой радикализм — неуважение к праву у негативных радикалов трансформируется в противоправный умысел использовать должностное положение в личных корыстных, карьерных и иных антисоциальных целях.

Отсюда, взяточничество, мошенничество, должностной подлог и весь «букет» прочих злоупотреблений властным положением.

Одиозность негативно-правового радикализма требует от него постоянного лавирования, маскировки, ибо его антиправовая сущность очевидна и свидетельствует о необходимости устранения из сферы публичной деятельности. И это подчеркивает важность и необходимость постоянной контрольно-надзорной и воспитательной работы в юридических организациях.

Спекулятивно-правовой популизм как особая разновидность профессиональной деформации выражается в субъективном настрое должностного лица на внешнюю аффектацию своей личности и результатов деятельности, на подчеркивание исключительной значимости своего отношения к делу и стремления на этой основе укрепить свой социальный и служебный статус. Это идейно-психологическая готовность «работать на публику», искусственно рассчитывая на популярность собственных правовых воззрений и практических действий и выигрыш в мнениях и оценках других людей.

Читайте также:  Сколько дней может быть задержка месячных без беременности, в норме

Это может быть как искусственная «игра» на отстаивании ведомственных, корпоративных интересов и связанных с ними льгот, прав и привилегий. В этом случае спекулятивно-правовой популизм выглядит как одно из проявлений стремления к бюрократической неуязвимости. Аналогичное значение имеет и так называемый «ведомственный патриотизм» в виде искусственного подчеркивания и раздувания значимости сугубо ведомственных интересов и противопоставление их интересам общегосударственным. Такова сегодняшняя практика правотворческого закрепления льгот и привилегий за сотрудниками отдельных ведомств, подрывающая государственный бюджет. Но наиболее часто спекулятивно-правовой популизм является выражением карьеристских устремлений отдельных должностных лиц, паразитирующих на демократических и правовых ценностях, стремящихся изобразить из себя «своего в доску» и перед начальством, и перед сослуживцами. Личные эгоистические интересы, таким образом, маскируются борьбой за общечеловеческие и правовые идеалы, демагогическими рассуждениями о высших или корпоративных ценностях. Разумеется, что спекулятивный популизм менее вреден, чем негативный радикализм, однако он подменяет интересы дела эгоистическими личными или корпоративными интересами, и это требует своевременного его угадывания и устранения.

Нравственно-правовой конформизм характеризует правосознание должностного лица, ориентирующегося в своей деятельности на образцы и стандарты ролевого поведения, культивируемого в данной социальной среде. Пассивность и безынициативность — главные черты конформизма.

Нравственно-правовой конформизм в качестве деформации профессионального сознания юриста характеризуется пассивным восприятием правовой действительности, подлаживанием под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, стремлением угодить коллегам по работе и начальству, некритическим отношением к маргинальным требованиям и актам практической деятельности. Это пассивная жизненная позиция в расчете на понимание и покровительство в трудовом коллективе.

В научной литературе наряду с рассматриваемыми видами профессиональной деформации выделяются и некоторые другие, например «правовой идеализм», «состояние фрустрации»), «перерождение» и т. д. Однако думается, обоснование их самостоятельности нуждается в дополнительной аргументации.

ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей

Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания.

2) Использование «тайм-аутов»

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции.

Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование

Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5) Избегание ненужной конкуренции

В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к выигрыванию в бизнесе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общение

Когда менеджер анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники фирм в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы

Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Конформистское поведение

2.2.3 Конформистское поведение

Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанный выше, поскольку конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, несамостоятельность, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.), зависящим от чужого мнения.[27]

Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия, конформности — соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность. Конформистское поведение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц. Понятие конформизма применимо только определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой — к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.

Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась. Мотивация простая: нежелание слыть белой вороной, поступать так, как поступают другие[28], боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. В противоположность личности с четкой системой ценностных ориентации, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению других, отстаивать его и свой выбор поведения.

Истоки социального конформизма в России в недавней истории. Долгие годы, в силу существовавшего политического строя образцом советского гражданина была усреднённая личность – «винтик», своеобразный стандарт, основанный на том, что инициатива наказуема. Личные качества человека подавлялись властным авторитетом. Государство осуществляло всеобъемлющую опеку, жестко ликвидируя желание действовать самостоятельно, поступать в соответствии со своими внутренними убеждениями.[29] И до сих пор в нашем обществе ещё наблюдается социальная пассивность, имеющая в своей основе исторический конформизм. Современное российское правосознание, как и правовой дух, сохраняет многие психологические, юридические, идеологические «отметины» советского прошлого, что не позволяет констатировать окончательный ментальный разрыв с социалистической интерпретацией юридизма.[30] Созданная в 30-е годы модель тоталитарной государственности в полной мере отражала патерналистскую ментальную традицию, в соответствии с которой государство функционировало по законам большой патриархальной семьи. Механизм функционирования государственной машины базировался на безоговорочном подчинении власти в лице главы государства. Вместо выражения «царь-батюшка», которое отражало патернализм монархического периода, в лексикон обывателя вошли другие эпитеты: «родная партия», «отец народов» и т.д. С установлением в России тоталитарного режима право было окончательно дискредитировано, законность приобрела декларативный характер, правосудие превратилось в трагическую карикатуру. Конституционный фасад противоречил реальным принципам функционирования властного механизма. На протяжении всей советской истории право являлось по сути антиправом, что обусловило формирование ещё более деформированного правосознания населения. На современном этапе ещё прослеживаются рецидивы деформированного сознания, представляя собой препятствие на пути формирования правового государства и гражданского общества.[31]

Читайте также:  Многопрофильный медицинский центр «ЭТАЛОН» в Тосно (пр

Вывод. Ценность пассивного правомерного поведения человека заключается в том, что он сам не нарушает норм права и не разрушает социальные устои общества. Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, реализует в жизнь требования права. Недостаток его выражается в том, что у человека отсутствует твердая и четкая личная установка на соблюдение права. При изменении ситуации (переход поведения окружения от правомерного к неправомерному) возможна аналогичная смена правовой установки с правомерной на неправомерную. При пассивном поведении возможны нарушения предписаний законодательства другими людьми, в том числе и в отношении данного человека, придерживающегося пассивного правомерного поведения, который не станет обращаться в соответствующие органы за защитой своих нарушенных прав.

Но, тем не менее, конформистское поведение, как образец правомерного, не является для современного общества желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему.[32]

2.2.4 Маргинальное поведение

Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (маргинальный — находящийся на грани, пограничный).[33] Маргинальное — это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием.[34]

В отечественной общественной науке за последний век в маргинальность как понятие в зависимости от социально-политической и экономической обстановки вкладывался различный смысл. Видные российские марксисты подобную терминологию использовали часто, например, о маргинализме буржуа в своей книге «Политическая экономия рантье» в 1914 г. пишет Н.Н. Бухарин. В СССР это понятие не применялось вплоть до конца 80-х годов. Исключение составляли обращения к проблеме маргинализма в капиталистических странах. Первое советское издание «Философского энциклопедического словаря» (1983 г.), давая определение маргинальности как социологического понятия, утверждало: «В советской литературе понятие «маргинальность» распространения не получило». Хотя, в научно-юридический оборот это понятие было введено впервые профессором В.В. Оксамытным в 1979 г. Сегодня в России, благодаря произошедшим переменам маргинальный статус стал нормой существования значительного числа людей.

Маргинальное поведение основано на мотивах страха ответственности, наказания. Оно характеризуется особым пограничным состоянием личности, обладающей предрасположенностью к совершению правонарушений, но единственным сдерживающим мотивом служит угроза наказания, боязнь осуждения со стороны близких, коллектива, окружения. Маргинальный тип правомерного поведения присущ людям, неодобрительно относящимся к праву, к его предписаниям, однако лицо сознательно идет на соблюдение закона, так как сознает невыгодность его нарушения. Таким образом, оно руководствуется личным расчетом или боязнью наказания, ответственности. Субъект может совершить правонарушение, если уверен в безнаказанности, но действует правомерно, если считает наказание неизбежным. Но в целом данный субъект неодобрительно относится к предписаниям закона, не признает, не уважает его, — лишь подчиняется ему (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, который может наложить штраф за безбилетный проезд). В правовом плане маргинальность характеризуется «промежуточным», переходным состоянием между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которой обусловлено как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных институтов и общества в целом.[35] Причинами могут быть нестабильность политико-правовой ситуации, существование необоснованных препятствий и ограничений на определённые виды деятельности, отсутствие во многих случаях четких границ между дозволенным и наказуемым.

Для маргиналов характерна деформация традиций, ценностных установок, социальных и правовых ориентиров. Среди лиц с маргинальными типом поведения принято выделять две группы:

1) группу риска, к которой относятся беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, безработные, безнадзорные несовершеннолетние. Например, в пост перестроечное время и после развала СССР, на территории современной России появилась большая армия мигрантов, беженцев, в основном из Северо-Кавказского региона, из государств Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Корея), из стран бывшего СССР (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Казахстан).[36] Все эти люди, лишившись привычных условий существования, не всегда могут сразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляют в этой связи неудовлетворенность, агрессивность, апатию, неуверенность в завтрашнем дне. Нелегальные мигранты, находящиеся вне контроля государственных органов страны пребывания, естественно находятся и вне их защиты, становясь тем самым легкой добычей криминалитета. Их готовность к совершению преступлений объясняется и тем, что в их среде очень мало людей, не нарушающих Уголовный кодекс, налоговое, трудовое, миграционное или иное законодательство и давно перешедших грань законопослушности.[37]

Сюда, в эту же группу можно отнести огромное количество людей, оставшихся без работы в результате разразившегося мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. Так же, примыкают к ним лица, получающие мизерную зарплату, потерявшие надежду на помощь общества и государства. Эта категория людей, постоянно балансирующая между правомерным и противоправным состоянием;

2) асоциальную группу, к которой принадлежат бродяги, попрошайки, бомжи, проститутки, бывшие заключенные, не сумевшие адаптироваться к жизни в обществе, лица, страдающие алкогольной, наркологической и токсической зависимостью, беспризорные дети и др. Данная группа отличается асоциальностью и противоправностью поведения, поэтому речь может идти об ответственности этих лиц, а также о комплексе мер для преодоления их маргинального положения.

Вывод. Недостаток такого поведения состоит в том, что его правомерность, как правило обеспечивается страхом наказания. Являясь по своей природе находящимся на грани, при определенных условиях оно становится из правомерного противоправным. Маргинальное поведение характеризуется определённой психологической деформированностью субъекта. Однако психологическая деформированность – это ещё не поведение. Для права безразлично, по каким мотивам не нарушаются нормы права. Так называемое маргинальное поведение – это, в конечном счете, поведение правомерное.

Ссылка на основную публикацию
Флеболог и сосудистый хирург в Ногинске, лечение варикоза недорого, лечение болезней вен
Ногинск сосудистый хирург г. Электросталь, ул. Комсомольская, д. 3 г. Электросталь, филиал на просп. Ленина, д. 2, к.5 Пн-Сб: 7.00-19.00,...
Фиброзно-кистозная мастопатия диагностика и лечение Пункция молочной железы в Санкт-Петербурге
Возможности эхографии в диагностике диффузной фиброзно-кистозной мастопатии УЗИ аппарат RS85 Революционные изменения в экспертной диагностике. Безупречное качество изображения, молниеносная скорость...
Фиброскопия носа и горла в Москве — Переделкино Ближнее, метро Рассказовка
Фиброскопия кишечника: показания, противопоказания, особенности проведения процедуры Фиброколоноскопией называют метод исследования, который широко используется для диагностики разнообразных заболеваний в толстом...
Флебэктомия вен нижних конечностей в Москве, цена операции по удалению варикоза на ногах
Рекомендации при восстановление после минифлебэктомии Операция закончена. Врач заклеивает проколы в коже медицинским пластырем. Натягивает на ноги компрессионный трикотаж. Вы...
Adblock detector