ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) в логопедии

К фонетическому недоразвитию речи относится

Виды речевых нарушений

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

  1. Расстройства фонационного оформления высказывания:
    • Дисфония (афония)
    • Брадилалия
    • Тахилалия
    • Заикание
    • Дислалия
    • Ринолалия
    • Дизартрия
  2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
    • Алалия
    • Афазия

Нарушения письменной речи

  • Дислексия
  • Алексия
  • Дисграфия
  • Аграфия

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Нарушения средств общения

  1. Фонетическое недоразвитие (ФНР)
  2. Фонематическое недоразвитие
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
  4. Общее недоразвитие речи (ОНР)

Нарушения в применении средств общения

  1. Заикание
  2. Логофобия (вербофобия)

Нарушения речи: основные варианты

Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

Нарушения темпа и ритма речи — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).

Нарушения голоса — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии.

Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий.

Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).

Варианты общего недоразвития речи и алалии.

Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).

Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).

Психолого-педагогическая или педагогическая классификация речевых нарушений была разработана Р.Е.Левиной в 50-60-х годах 20 века, когда возникла необходимость в организации групповых форм логопедической работы. Принципы группировки нарушений, положенные в ее основу, удобны при комплектовании речевых групп в детских садах, отборе детей в специальные учреждения. В этой классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения. В ней выделяют:

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
  • Общее недоразвитие речи (ОНР)

Вторая группа — нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.

Выделяют следующие причины речевой патологии.

  1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое «готическое» небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.
    1. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.
    2. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка — вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
    3. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.
    4. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

  1. Лечебные мероприятия:
    • медикаментозное лечение (по показаниям),
    • гомеопатия (по показаниям),
    • фитотерапия (по показаниям),
    • психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),
    • физиотерапия (по показаниям),
    • массаж,
    • лечебная физкультура.
  2. Развитие познавательной деятельности.
  3. Развитие речи:
    • развитие понимания обращенной речи;
    • развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
    • развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
    • развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
    • работа над дыханием и голосом;
    • работа над темпом и ритмом речи.
  4. Логоритмика.
  5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
  6. Формирование математических представлений.
  7. Подготовка к обучению грамоте.
  8. Физическое развитие.
  9. Эстетическое воспитание.
  10. Социальная адаптация:
    • формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
    • формирование представлений о самом себе.

Основные виды неправильного произношения

Нарушение произношения может касаться любого звука, но, в действительности, чаще всего это относится к определенным группам звуков.

Так, довольно высок процент неправильного произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р] и [Л]. Реже встречаются дефекты произнесения заднеязычных звуков ([К], [Г], [Х] и их мягких пар) и звука [j] (йот). Среди замен звуков можно выделить дефекты озвончения, при которых звонкие согласные звуки уподобляются глухим (парным по признаку глухости-звонкости), и дефекты смягчения, выражающиеся в мягком произнесении твердых звуков, например: «лук» — «люк», «сам» — «сям».

Существует зависимость частоты и разнообразия проявлений нарушения произношения от сложности артикуляции звуков: чем сложнее звук, тем позже появляется он в речи ребенка и тем труднее усваивается его правильное произношение.

Принято выделять следующие виды неправильного звукопроизношения:

  • сигматизм — дефект произношения свистящих и шипящих звуков;
  • ротацизм— дефект произношения звуков [Р], [Р’];
  • ламбдацизм — дефект произношения звуков [Л], [Л’];
  • каппацизм — дефект произношения звуков [К], [К’];
  • гаммацизм — дефект произношения звуков [Г], [Г’];
  • хитизм— дефект произношения звуков [Х], [Х’];
  • йотацизм— дефект произношения звука [j](йот).

Эти международные термины образованы от названий букв греческого алфавита, соответствующих основному звуку каждой из вышеперечисленных групп.

Случаи замены звука носят те же названия, только с добавлением приставки «пара-»: парасигматизм и т.д.

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Давайте, прежде всего, разберемся, что это же это за диагнозы, если их поставили вашему ребенку.

Фонетическое нарушение речи (ФНР)— это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

Такое нарушение относят к сенсорным нарушениям.

Как правило, это проявляется в:

* нарушение умственных действий в звуковом анализе;

* не различение на слух звуков в своей и чужой речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем.

У детей с ФФНР обычно сохранный слух и интеллект.

ФФНР проявляется в:

* искажение произносимого звука;

* замена звука на другой.

То есть, при ФНР ребенок знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

При этом ребенок пишет все буквы в словах правильно, а нарушение происходит только в устной речи.

При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»).

Ребенок не видит разницы между звуками.

И здесь уже могут быть проблемы на письме.

Что же делать, если у ребенка ФФНР?

Развивать фонематический слух в играх.

Примеры игр:

* Называем ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук, должен произвести установленное действие (например, на звук л — хлопаем, на р –топаем).

* Показываем картинку и называем её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.

* Произносим стихотворение, скороговорку, а ребенок называет звук, который чаще всего услышал. Например, «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

*Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [Р].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [Р] .

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок.

* Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

* Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [р], [у], [к] [а]. Ребенок собирает звуки в слово.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

  1. Особенности недоразвития речи
  2. Как проявляется ФФНР
  3. Что проверяет логопед
  4. Как проводится коррекция речи

Особенности недоразвития речи

Причиной нарушения речи могут быть различные факторы, которые действовали на ребенка в период внутриутробного развития или в первые годы жизни. При обследовании логопед обращает внимание на течение беременности, чтобы установить причины врожденной патологии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это патология детей 4-5 лет

  • токсикозы, гестоз во время беременности;
  • любые тяжелые заболевания;
  • инфекции в первом триместре;
  • действие токсичных веществ;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт.

Высок риск столкнуться с патологией у детей, которые подвергаются психотравмирующим ситуациям, перенесли вирусные патологии в первый год жизни, растут в неблагоприятной обстановке. Но точные причины установить не всегда удается, нарушения могут быть результатом комплексного воздействия нескольких факторов.

Особенностью нарушения речевого развития является незавершенность произношения и восприятия слов и фраз на слух, что позже приводит к снижению способности читать и писать. В эту группу включены несколько типов нарушений: дислалия, ринолалия, дизартрия. Если коррекцию не проводить, недостаток речи перейдет в устойчивый, который невозможно исправить.

Как проявляется ФФНР

У детей с данной патологией нет органического поражения слуха, хорошо развит интеллект. Но они имеют особое измененное восприятие речи, которое сказывается на их произношении, искажает его. При фонетико-фонематическом недоразвитии речи могут иметься частичные нарушения, когда малыш не может различать некоторые пары похожих звуков, например, са-ша, ва-ла.

Смешение звуков речи проявляется их неустойчивым употреблением в речи. В этих случаях в некоторых словах звук произносится правильно, а в сложных конструкциях заменяется близким по звучанию или удобным для произношения. Замена возможна только сложного звука на более простой:

  • [р] заменяется [л];
  • вместо [ш] — [ф];
  • [с]заменяет [т].

Иногда один звук может произноситься вместо целого ряда других. Примером такой перестановки является использование [т] вместо [с], [ч], [ш]. У дошкольников могут наблюдаться следующие проблемы с речью:

  • ротацизм – картавость, нарушение произношения звука [р] и [рь];
  • сигматизм – патология произношения, при которой нарушение коснулось шипящих звуков;
  • ламбдацизм – нечеткое или искаженное произношение звука [л].

Количество звуков, которые не может нормально произносить ребенок, может достигать 16-20. Ему тяжело даются длинные и многосложные слова, а также те, в которых подряд идут несколько согласных. Если попросить проговорить по слогам, часть из них переставляется местами, некоторые не произносятся или заменяются другими, а между согласными вставляется гласный звук.

У детей с ФФНР нормально развит интеллект

Признаки нарушений речи не сказываются на словарном запасе, он соответствует возрастной норме. Но при построении фраз и предложений, характеристикой их будет перестановка слов, неправильное согласование, использование ненужных предлогов. Детям тяжело образовывать из одного слова однокоренные по типу томат – томатный, камень – каменный, а также изменять окончания при построении конструкции один – много: огурец – огурцов, дом – домов, кошка – кошек.

Причиной патологии иногда являются особенности работы речевых центров головного мозга. Оно встречается у пациентов с нормальным слухом и интеллектом.

Первые отклонения в речевом развитии можно заметить уже в 3 года, когда ребенок заметно хуже остальных сверстников произносит слова. Но диагноз и обследование логопеда возможны после 4 лет.

Для детей с недоразвитием речи характерен особый тип нервной системы. Признаками отличия психических процессов являются неустойчивость внимания, сложность переключения, узкий объем памяти, трудности абстрактного мышления. Без проведения корректирующих занятий в будущем это сказывается на успеваемости в школе.

Что проверяет логопед

Характеристика типа речевого нарушения дается логопедом после обследования. Ребенка должны осмотреть логопед и психоневролог. Изучается анамнез жизни, родителей расспрашивают о течении беременности и родов, перенесенных заболеваниях дошкольника, чтобы установить факторы, повлиявшие на нарушение речи. Также может потребоваться заключение оториноларинголога о состоянии слуха. Невролог оценивает общее развитие нервной системы.

Логопед проверяет речь при помощи следующих приемов:

  • предлагают услышать различия между правильным и неправильным произношением слова в своей речи;
  • повторить вслед за взрослым сочетания близких слогов па-ба-па и других;
  • на слух выделить в цепочке звуков определенный, который назвал врач;
  • подать сигнал, когда логопед произнесет слово с выбранным звуком;
  • повторить за врачом последовательность из 2 слогов, близких по звучанию.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, названия изображений на которых отличаются одним звуком. Если имеется нарушение, слова будут проговариваться неправильно.

Признаки патологии можно заметить самостоятельно

По результатам диагностики выставляется степень нарушений. Она может быть следующей:

  • легкая – нарушена дифференциация нескольких произносимых звуков, других проблем с речью нет;
  • средняя – грубые нарушения анализа звуков на слух, ребенок недостаточно дифференцирует звуки, входящие в разные группы фонем. Но сам при некоторых усилиях произносит их;
  • тяжелая — грубое недоразвитие речи, ребенок неправильно воспринимает звуки, не выделяет их в словах и не может их воспроизвести в нужной последовательности или найти в слове.

У детей, которые уже овладели письмом, проводится изучение этого навыка. Имеют значение характерные ошибки, которые отражают неправильное произношение слов, перестановка слогов или их замена.

Как проводится коррекция речи

При нарушениях речи ребенка рекомендуется перевести в детский сад, в котором имеются логопедические группы или отдельно несколько раз в неделю посещать логопеда. Срок обучения не менее 10 месяцев.

Коррекция направлена на исправление неправильного произношения звуков, обучение восприятию, образованию словоформ. Так логопед может подготовить ребенка к дальнейшему формированию навыков чтения и письма. Занятия проходят поэтапно. В начале каждого урока проводится логопедический массаж. Это упражнения, которые включают разминания языка, скручивания в трубочку его и губ, различные направленные движения и щелкающие звуки.

Для исправления речи постепенно прорабатывается по одному звуку. Чтобы ребенок проговаривал его правильно, проходят следующие этапы:

  • исправление артикуляции – педагог помогает понять, как правильно должен звучать звук;
  • постановка – ребенок учится произносить слова с проблемным звуком, но делает это только при произвольном контроле;
  • выработка автоматизма – закрепление навыка произношения, звук проговаривается правильно без контроля сознания.

Параллельно проводятся занятия, направленные на формирование речи. Дошкольник обучается составлять словосочетания, согласовывать между собой слова по времени, падежу. Прогноз у пациентов с нарушениями речи благоприятный, но заниматься исправлением недостатков необходимо как можно раньше, иначе это станет препятствием для нормального обучения письму и чтению.

Читайте также:  Красные пятна на теле фото, возможные болезни, лечение Заболевания кожи
Ссылка на основную публикацию
Фуникулярный миелоз симптомы, диагностика, лечение
Фуникулярный миелоз: к чему приводит недостаток витамина B12? Фуникулярный миелоз (myelosis funicularis) – это заболевание, для которого характерно поражением спинного...
Фортранс купить в Самаре, цены в аптеках
Фортранс в Самаре Аналоги Фортранс Инструкция Фортранс Состав Порошок для приготовления раствора для приема внутрь 1 пакет активное вещество: макрогол...
Фортранс, Лавакол или Мовипреп что лучше для колоноскопии
Что лучше Мовипреп или Фортранс? Существует большое разнообразие слабительных препаратов. Некоторые из них отличаются мощным действием, поэтому могут применяться для...
Функции вегетативной нервной системы
Вегетативные процессы Вегетат и вная н е рвная сист е ма, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения,...
Adblock detector